День 10

Покинув уютную гостиницу, прежде всего отправились осматривать достопримечательности Камышина. Этот городок с населением 120 тысяч жителей поначалу был для нас просто точкой на карте. Но прогулявшись по его старинным улочкам и современным проспектам, поближе познакомившись с древней и увлекательной историей этого края, изменили своё отношение. Справочные материалы о Камышине расположены здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%BD
http://www.admkamyshin.info

Я упомяну лишь о том, что бросилось в глаза нам, простым обывателям, которые в тот момент ничего этого не знали.

1. Камышин – настоящий Город, застроенный, подобно его старшим собратьям, девятиэтажками. В отличии от Михайловки с её гигантским частным сектором.

2. Корнями он уходит в глубь веков. В центре сохранилось несколько кварталов старой застройки 18-19 веков. Воронеж и Волгоград – города, почти полностью разрушенные во время войны – не могут похвастаться и десятой частью старинных зданий, встреченных нами здесь. Архитектура дореволюционных улочек Камышина чарует взгляд, хочется бродить по ним бесконечно и любоваться фасадами построек родом из далёкого прошлого.
Особенно восхитителен местный краеведческий музей – старинное здание “земского дома” на набережной Волги, от которого по ступенькам можно спуститься прямо к воде.

3. Камышин – самый “воздушный” город России, цитадель военных лётчиков. Начнём с того, что здесь – родина Героя Советского Союза Алексея Маресьева, о котором написана “Повесть о настоящем человеке”:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3652

Город пестрит военными памятниками. В частности, в центральном парке, на Аллее Славы установлены пять настоящих боевых самолётов и одна ракета. Как гласит официальная хроника, в парке Победы Камышина на берегу реки Камышинка 21 ноября 2007 года был создан музей военной техники под открытым небом. В числе его экспонатов – макет ракеты стратегического назначения Р-300 (снятой с боевого дежурства), самолеты СУ-7Б, Л-39, МиГ-21, МиГ-29.
Посмотреть панораму музея под открытым небом

Недалеко от окружной мы посетили памятник героям-афганцам.

Почти вся набережная Камышина занята военными учреждениями: казармами, училищами, институтами. Сколько здесь курсантов – сказать не возьмусь, но возникает чувство, что весь город – один большой военный лагерь.

4. Камышин – арбузная столица России. Зимой этот факт неочевиден, но если вы приедете сюда в субботу-воскресенье второй недели сентября и попадёте на арбузный фестиваль, то обязательно согласитесь со мной в том, что Волгоградские арбузы лучше Астраханских и Воронежских. Бахчеводство – основной и самый прибыльный бизнес местных крестьян.

Полюбовавшись камышинскими улочками, мы отправились на осмотр окрестных достопримечательностей – гор “Лоб” (Шишанка) и “Уши”. Почитать о том, что это такое, можно, например, здесь:
http://volgograd-area.narod.ru/geologia.htm

Если коротко, то гора Уши – памятник геологической истории нашей планеты. 60-70 миллионов лет назад (третичный период) территория Нижнего Поволжья была морским дном. Камышинские горы Уши и смежная с ними гора Шишанка в то время являлись холмами субтропического острова в этом море. Растения, произраставшие здесь, оставили нам свои “отпечатки” на камнях, благодаря процессу известкования морского песка. Сегодня их образцы находятся во многих музеях России. Многие из растений не имеют современных аналогов и считаются эндемичными видами. В мировой палеоботанике они именуются не иначе как “Uschia kamyschinensis” (“Ушия камышиненсис”). Объект объявлен памятником природы.

Сначала подъехали ко Лбу. Издалека он кажется простым курганом, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что его вершина сложена из гигантских каменных валунов, самые крупные из которых достигают десяти метров в диаметре.

Структура каменной породы неоднородна. С одной стороны, кажется, что это обычный песчаник. С другой – часть камней состоит из мрамора или подобного материала, и в него как бы вкраплены камни совсем другого химического состава. Кое-где эти посторонние включения выпали из материнской породы, и на их местах образовались гладкие лунки, заполненные льдом.

На соседней горе – Ушах – в некоторых валунах встречались выемки предположительно от выпавших камней, над которыми дополнительно поработал ветер. В результате образовались симпатичные гротики диаметром 10-30 сантиметров и длиной до полуметра.

Казалось бы, вроде ничего особенного – просто нагромождения гигантских каменных глыб, но какой иррациональный, детский восторг они вызывают! Хочется лазить по Ушам часами, исследовать каждую выемку, рассматривать каждый камешек, ведь все они красивы по-своему и непохожи друг на друга. Однако время не ждёт, и мы отправляемся к следующей достопримечательности, на сей раз техногенной – древним переволокам между реками Иловля (Донской бассейн) и Камышинка (приток Волги), что расположены в 13 километрах отсюда, в рабочем посёлке железнодорожников Петров Вал.

Своё название этот населённый пункт получил не случайно: одна из его улиц – Валы – проходит прямо по насыпи, сделанной в 17 веке, а на дне переволоки местные жители выращивают картошку. 300-400 лет назад по каналам перетаскивали корабли из Дона в Волгу.
Узнать подробности об этом месте можно по ссылке:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4166

Сначала мы посетили турецкий канал. Он очень хорошо сохранился и показался нам гораздо аккуратнее Петровского, расположенного рядом, в нескольких сотнях метров.

Зато второй канал глубже (десять метров против трёх), монументальнее, построен с размахом. Обидно наблюдать, как грандиозные инженерные сооружения Петровской эпохи приходят в упадок и медленно уничтожаются.

Пообедав на одном из курганов в окрестностях посёлка, отправились на юг, к Дону, вдоль речки Иловли. Основной целью был поиск пляжей, где могли бы остановиться на отдых десятки экипажей – участников предстоящх экспедиций. Поначалу ничего подходящего нам не встречалось: речка была похожа на малюсенький ручеёк с заболоченными берегами. Удача улыбнулась на участке между сёлами Костарёво и Саломатино. Иловля становится здесь полноводной и широкой, течёт по ровному полю в глубокой “яме”, высота берегов достигает 5-7 метров. Смотреть с десятиметрового пригорка на её водную гладь и ловить последние лучи алого зимнего солнца, медленно скрывающегося за горизонтом – что может быть приятнее в этой жизни?

К сожалению, песчаных пляжей в верхнем течении Иловли совсем нет – грунт перенасыщен глиной. Но несмотря на это, отыскали несколько хороших подходов к воде. Сам пойменный луг, по которому проходил наш путь, какой-то благодатный: вроде ничего особенного, а тебя переполняет какая-то неведомая радость, чувство эйфории от нахождения здесь. Странная энергия переполняет естество и, кажется, просит остаться навсегда… Надеемся, летом мы найдём объяснение этому явлению.

Эпилог

Диск солнца неторопливо погрузился в лесную чащу на противоположном берегу реки, и это стало сигналом того, что наше путешествие, как ни печально, подошло к концу. К сожалению, мудрая пословица “И это пройдёт” не потеряла актуальность. Да, местами мы испытывали сильные отрицательные эмоции – неудобство, беспокойство, досаду, страх. Но если посмотреть на прожитые зимние каникулы с высоты птичьего полёта, то без сомнения придётся признать: это были замечательные дни, возможно, одни из лучших в жизни. Маршрут оказался более чем достойным, а восторг от увиденного – неожиданным. Впрочем, если бы не было сюрпризов, не было бы и столько эмоций. И пусть цели нашей поездки достигнуты лишь наполовину, пусть некоторые совершенно обоснованно утверждают, что за те же деньги можно было бы отдохнуть в Египте или даже на Гоа. Если меня спросят: как ты проведёшь выходные с 1 по 10 января 2012 года, я без тени сомнения отвечу: отправлюсь в Зимнюю разведку.

Никто никогда и ни за что не увидит летом столько красот и чудес, как мы в эти дни. Безусловно, нам сильно повезло с погодой: 1-2 см снега – то, что надо для зимней разведки. Но я уверен, что получить радость от общения с природой можно и в метель, и в стужу, и в дождь, главное – желание.
Посмотреть панораму Волгоградского водохранилища в районе оврага Меловская Речка (Трубино 0)

Общий пробег Suzuki Jimny – 2700 км, расход АИ-95 по трассе 10 литров, по бездорожью 20.

Благодарю команду разведчиков за помощь на маршруте, Оксану Краснопольскую – за фотографии.
Отдельная благодарность волгоградскому автотуристу и геокешеру Владимиру Какорину за содействие в подготовке маршрута.

Отзывы участников:

Simbir681:
Теперь ярко представляем, что такое разведка для экспедиции! Нет, мы, конечно, представляли, что это не очень просто! Тыкались по тупикам, искали интересные достопримечательности, тащили засевших, нас вытаскивали из грязи в вперемежку с водой и льдом (в основном застревали, когда стемнеет, время шло незаметно, светового дня не хватало!), рубили себе проезды, растаскивали завалы – были все виды “удовольствий”!

Simbir681:
Разделились на две команды – одна шла по одной стороне реки Медведица, другая – по другой. Тупики, овраги, обрывы, беседы с охотниками, местным населением. Это не экспедиция  по треку в своё удовольствие, это изнурительный труд! А вечером у костра разбор “полёта”, то бишь маршрута! Попытались продолжить разведку с поломкой, но даже на пониженной преодолевать препятствия было сложно – машина слишком тяжёлая. Тут исправным авто нелегко, а инвалиду –делать нечего!

Roman:
Дима НЕМНОГО сбился с трека и в условиях недостаточной видимости въехал в болото.
Пока к нему в течение 4-Х ЧАСОВ пробивалась подмога, машина буквально вмёрзла в эту грязь. Но всё закончилось удачно. При 17-градусном морозе порвали рывковый 9-тонный тросс. Помог хай-джек Вячеслава и Романа (StalStar), знания, умения и мужество всех участников разведки.

(с) Дмитрий Колесников, январь 2011