Отчет о разведке маршрута экспедиции “Средний Дон 2009”, 4 – 10 января 2009 г, Казанская – Серафимович

Ниже опубликована сильно сокращённая версия.
Полную версию с фотографиями можно скачать здесь: 2009_01_razvedka_Kazanskaya-Serafimovich_otchet-full.zip

Как всё начиналось  ^ 

  Первая автомобильная экспедиция «Средний Дон» проходила с 12 по 14 июня 2007 года. Маршрут проходил преимущественно по пойме Дона от Воронежа до Дивногорья. Многим участникам это мероприятие очень понравилось – были завораживающие красотой виды природы, интересные и познавательные достопримечательности, увлекательные экскурсии и отличная компания. Поэтому возникла идея сделать экспедицию ежегодной.
Павловск - Белогорье - меловые склоны Дона

В 2008 году Олег Охотин – основной организатор – провел грандиозную работу по подготовке очередного мероприятия: разработал красивый и увлекательный маршрут от Дивногорья до Вешенской, нашел множество достопримечательностей, живописных мест и видов, прокатал трассу и взял на себя большую часть организаторской работы. Результат его титанического труда превзошел ожидания – 35 экипажей из разных городов России получили удовольствие от поездки и выразили желание в следующем году повторить путешествие.

В ноябре 2008 года группа единомышленников собралась с целью обсуждения планов проведения очередной экспедиции. На этой встрече у меня и родилась идея январской поездки на Средний Дон. Основной задачей была прокатка маршрута, поиск достопримечательностей и мест для остановок от Казанской (граница Ростовской и Воронежской областей) до устья реки Чир (Цимлянское водохранилище).

Кому-то может показаться рискованным отправляться в путь зимой в одиночку на неделю за 500-700 км от дома, к тому же по бездорожью. Всё-таки можно застрять где-нибудь вдалеке от населенных пунктов в двадцатиградусный мороз с туманными перспективами эвакуации. Да и как вообще под снегом можно увидеть, найти что-то примечательное, достойное быть включенным в программу экспедиции?

С другой стороны, у меня был опыт нескольких 3-4 дневных автономных пеших походов, а также автономного месячного сплава на байдарке, оставивших очень приятные воспоминания. Отдых в компании и в одиночку – совершенно разные, несравнимые вещи, каждый из них хорош по-своему. И поскольку выдался отпуск зимой и есть горячее желание сделать его незабываемым, то почему бы не совместить приятное с полезным – и от людей отдохнуть, и маршрут прокатать?

Первый день  ^ 

К 12 часам дня 4 января 2009 г. доехал до Верхнего Мамона и решил добираться до Казанской по маршруту Нижний Мамон – Бычок – Замостье – Котовка – Дедовка – Поповка. Практически на всём пути нарисован асфальт, так что, подумал я, доеду быстро. В итоге асфальт оказался «дорогой в никуда» – он неожиданно закончился за Нижним Мамоном прямо посреди поля, а его продолжением была разбитая тракторами и занесенная снегом грунтовка. Застряв несколько раз в перемётах и потеряв драгоценное время, был вынужден выбираться на асфальт.

Очередной участок грунта предстояло преодолеть между селами Замостье и Прогорелое. Путь оказался очень живописным: сначала выехал на обрывистый берег Дона, затем поблудил по рыбацким местам в цепочке пойменных озер.

Переехав в Казанской мост через Дон, повернул налево и поехал вдоль самого берега реки через хутор Гормиловский по хорошо накатанной дороге в направлении Стоговского. Недалеко от населенного пункта нашел у реки небольшую уютную полянку, где и остановился на ночлег.

 

Второй день  ^ 

По пойме Дона добрался до хутора Стоговский.

Проехал сквозь него по самой нижней улице прямо на берег Дона. Практически к каждой прибрежной полянке ведут дороги, накатанные любителями зимней рыбалки. Несмотря на время года, людей на реках много, равно как и машин, многие дороги условно доступны для недопривода.

Препятствием на пути к очередной донской станице – Мигулинской – стала огромная балка «Длинная вершина» с очень крутыми склонами. Подъехав к спуску и посмотрев вниз, я понял, что даже если удастся аккуратно спуститься, то подняться потом с другой стороны – это дохлый номер. «И придется сидеть в этом овраге и ждать весны, потому что ни один трезвый тракторист ради меня сюда не поедет», подумал я и отказался от идеи двигаться дальше по кратчайшему пути вдоль Дона. Балку придется объезжать. Но её длина – 12 километров, причем поблизости нет никаких дорог – исключительно занесенные снегом поля поля, все подъезды и выезды к которым похоронены под глубокими переметами.

Альтернативой был только огромный крюк из Стоговской в Мигулинскую по асфальту – сокрушающий удар по самолюбию. «Зачем нужен джип, если ездить по асфальту? Разве за этим я сюда приехал за пятьсот километров? Неужели я настолько несостоятелен, чтобы с позором отступать? Нет, никогда, ни за что!» – подумал я и принялся объезжать балку по полям, лугам, склонам и переметам. Несколько раз перегревал АКПП. Несколько раз сажал машину и откапывался. Результат оказался предсказуемым: кинувшись рубиться напролом в очередной длинный перемет, застрял по уши в снегу.

В Мигулинскую попал уже в сумерках, в четыре часа вечера. Первый же попавшийся мужик согласился показать пещеры. По его словам, рыли их монахи-отшельники в 17 веке. С приходом советской власти обитатели были вынуждены уйти, завалив входы камнями. Совершенно случайно в 50-х годах пещеры откопали, с тех пор их посещает масса народу. Надписи на стенах и копоть от свеч наносят пещерам серьезный вред. Вроде бы государство взяло их под свою охрану, объявив памятниками природы, но реально ничего для их сохранения не делает.

Второй день  ^ 

По хорошей дороге переехал речку Тихую по мосту и на въезде в хутор Нижнетиховский свернул налево, в пойму.
Вдоль самого Дона, по узкой полоске (местами шириной меньше десяти метров) между рекой и меловыми горами идёт накатанная рыбаками дорога. Места очень красивые; встречаются пляжи и стоянки. Местами Дон очень близко подходит к крутому правому берегу, и машина серьезно кренится набок, что добавляет острых ощущений.

Проехал хутора Калининский и Затонский; в Меркуловской дорога вдоль самой реки закончилась, и пришлось выбираться наверх, на горку. С высокого правого берега открываются величественные виды на пойменный лес и озера на противоположном берегу реки. В итоге дорога вывела на огромный бугор, прямо к скульптуре огромного орла, расположенной над мостом через Дон. От неё вся Вешенская видна как на ладони.
 Из Вешенской по левому берегу реки отправился в сторону устья Хопра. До станицы Еланской есть асфальт. Здесь пытался разузнать у местных жителей, где же Бондарчук снимал фильм «Тихий Дон», но безрезультатно.

Время располагало к поиску места ночлега. Остановился на берегу небольшого пойменного озера.

 

Третий день  ^ 

Наутро проехал поселок Букановское заготзерно и стал искать дорогу к устью Хопра. После часовых блужданий всё-таки удалось это сделать. Место очень приятное, как и везде, много рыбаков.

Затем отправился в направлении Букановской. Мой путь лежал по очень живописной пойме: справа извивается широкая река в крутых берегах, за ней – высокий лес, передо мной – степь с редко стоящими ивами и ветлами. Не знаю, как летом, а зимой смотрится изумительно.

В Букановской познакомился с директором природного парка «Нижнехоперский». От неё узнал, что в станице есть музей казачьего быта, о том, какие достопримечательности можно посмотреть в природном парке. Она снабдила красочными путеводителями и пожелала удачи. По её словам, в нижнем течении Хопра можно организовать красивый запоминающийся байдарочный сплав: места очень живописные, много пляжей, встречаются большие гранитные валуны, которые принес с собой из Скандинавии последний ледник 25 тысяч лет назад. 

Оставшиеся полдня потратил на поиск достопримечательностей, описанных в путеводителях, но недоступных зимой. Много петлял, блуждал, но в итоге не нашел ничего из того, что искал.

Уже потемну, в половине шестого вечера из Букановской поехал в Шакинскую дубраву – самую южную нагорную дубраву в Европе.

Четвертый день  ^ 

В половине девятого продолжил путь по маршруту и через полчаса въехал в лесной массив. Преимущественно он состоит из дубов с небольшой примесью сосны, березы и тополя, грунт – песок. На дорогах – глубокие колеи, поэтому можно смело отпускать руль и ехать километров 40-50 в час, не опасаясь влететь в какое-нибудь дерево. Место очень красивое, необычное и чистое.

«Кипящий ключ» – это родник в лесу метрах в трехстах от хутора Шакин, вода из которого якобы выходит с бурлением и выделением газа. На самом деле это оказалось не так, по крайней мере, зимой, но вкус этой воды просто бесподобен! Скажу больше: никогда в жизни я не пил более вкусную воду. Вероятно, сказывается, что водоносные слои, питающие этот родник, находятся под дубовым лесом, растущем на песчаном грунте.

Попив водички из источника, двинулся в путь в сторону Кумылженской.

Прямо рядом с мостом через Хопер установлен памятник Донскому казачеству. Памятник действительно красивый и величественный, но ещё больше впечатляют пейзажи, открывающиеся с его подножья.

 Рядом с памятником лежит один из самых больших валунов Ледникового периода.

Из Кумылженской выбрался лишь в полпятого вечера. Солнце уже почти слилось с горизонтом, но ещё немного освещало своими алыми лучами окрестные пейзажи. Я решил не менять планов и всё-таки побывать в Кумылженских песках.

Они покорили меня своей красотой с первого взгляда. Высокие крутые песчаные барханы, поросшие необычного вида березовыми колками и даже образующие высокие горы! Как такое возможно – почему за десятки тысяч лет ветер не выровнял эти возвышенности?
Сначала боялся съезжать с асфальта, поскольку думал, что сразу застряну, но когда поднялся на первый бархан, уже не мог остановиться! Не хотелось отсюда уезжать. На радостях принялся штурмовать всё новые барханы, заезжать на них с разных сторон, крутить «пятаки» на снегу и прыгать с песчаных трамплинов, но солнце неумолимо уползало за горизонт. Так что в песках я пробыл недолго – всего полчаса. Но очень хочется вернуться сюда снова.

Из Арчединской по трассе Михайловка – Серафимович отправился обратно к Дону. Проезжая по трассе, в темноте издалека видел Арчединско-Донские пески. Барханы показались мне более низкими и пологими по сравнению с Кумылженскими, к тому же не наблюдал древесной растительности.

Пятый и последний день  ^ 

Серафимович (бывшая станица Усть-Медведицкая) – красивый старинный город с сохранившейся до наших дней архитектурой 18-19 веков. На въезде со стороны Михайловки расположена Воскресенская церковь, основные достопримечательности сконцентрированы на главной улице, серпантином проходящей через весь город.
Сначала я нашел дом-музей писателя Серафимовича, который жил здесь долгое время и многое сделал для своих земляков. Экскурсовод рассказала, что в непосредственной близости друг от друга расположено целых три музея, доступных для посещения, плюс предложила провести экскурсию по городу. Также, по её словам, мы сможем отведать традиционные блюда казачьей кухни и послушать ансамбль казачьей песни.

Большинство людей, с которыми довелось встретиться во время экспедиции, оказывали очень тёплый и радушный прием, с воодушевлением воспринимали идею о знакомстве участников экспедиции с историей, культурой и природой Среднего Дона и предлагали посильную помощь. Люди от всей души хотят показать нам, что отдых в родных краях ничуть не менее интересен и приятен, чем  в Турции или Египте. У нас есть красивейшая природа, теплые спокойные и живописные реки, культурные и исторические достопримечательности. Хочется, чтобы туристы почувствовали красоту своей Родины. Как сказала экскурсовод, мы работаем с душой, во славу родного края. Спасибо таким людям за то, что они есть на земле!

Далее мой путь лежал в Усть-медведицкий женский монастырь. Его история восходит к 17 веку – это самый первый монастырь у донских казаков. Под ним есть меловые пещеры, экскурсии по которым проводят для всех желающих. Это красивейшее место находится немного выше по течению Дона относительно города.

Из Серафимовича я решил разведать маршрут в междуречье Протоки и Медведицы и поискать пляж, на котором можно было бы остановиться большой группе. Переехав на левый берег Дона, я свернул к расположенному напротив города мосту через Протоку. Междуречье обязательно стоит посетить: заливные луга, пойменные леса, старицы и озера очень живописны, кататься по столь красивым местам на внедорожнике – одно удовольствие.

Солнце уже практически слилось с горизонтом, когда я выехал на берег Медведицы. Сразу удалось найти замечательный песчаный пляж длиной в несколько десятков метров. Но тут лень и нежелание вылезать из теплой машины, чтобы пешком пройти три шага по берегу реки, сыграли со мной злую шутку. Итог оказался печальным: машина застряла в небольшой песчаной промоине, и на освобождение из плена бездорожья было потрачено пять часов. Выехал на асфальт в половине одиннадцатого вечера. Цель была достигнута: маршрут проложен, пляж найден.

Резюме  ^ 

 Нельзя сказать, что я отдохнул, но однозначно – набил шишек и приобрел опыт, который окажется ценным при подготовке будущих поездок. Было очень красиво, зимняя природа изобиловала живописными пейзажами, и я горю нетерпением вернуться в эти благодатные края будущим летом.

Очень понравились люди: добрые, отзывчивые, готовые рассказать и показать про родные края всё, что сами знают. Уверен, что летом нас ждет теплый прием и обширная культмассовая программа.

Основная задача экспедиции – прокатка маршрута и поиск достопримечательностей и мест для стоянок – была выполнена примерно на 40% от запланированного. Тем не менее, я считаю, что достигнутый результат очень ценен.

Самое главное – я воочию увидел туристический потенциал донского края. Широчайшее разнообразие природы и многочисленные достопримечательности позволят сделать маршрут предстоящей экспедиции крайне насыщенным и запоминающимся. Я абсолютно уверен в том, что предстоящий летний отдых станет одним из самых ярких воспоминаний всей моей жизни.

Присоединяйтесь к нам летом!

Дмитрий Колесников, январь 2009
Почта: kolesnikov_d_n@mail.ru
http://www.podonu.ru
Селявное - гора, на которой совершил подвиг Чолпонбай Тулебердиев