«Степь, чем дальше, становилась прекрасней… никогда плуг не проходил по неизмерянным волнам диких растений. Одни только кони скрывалися в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионами разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Н. В. Гоголь, “Тарас Бульба”

Ниже описывается история края, географически ограниченного следующими рамками:

  • с запада – рекой Оскол, притоком Северского Донца
  • с севера – современной границей Воронежской и Липецкой (Тамбовской) областей
  • с востока – Волгой
  • с юга – Черным, Каспийским морями, Кавказом

Достоверно описать историю нашего края невозможно, потому что она полностью уничтожалась и сочинялась “с белого листа” как минимум два раза: в X веке, с началом интервенции христианских миссионеров и в XVI веке, когда к власти пришла династия Романовых. И это как минимум: сколько ещё лжеисториков трудились в поте лица над тем, чтобы мы остались без роду и племени, теперь без машины времени не разберёшь. Тем не менее, стоит ознакомиться хотя бы с бытующими ныне гипотезами. Их много, и все они противоречат не только друг другу, но и сами себе.
Среди мешанины исторических гипотез, домыслов, фантазий, целенаправленной дезинформации, достоверных исторических фактов, полученных в результате раскопок (но не всегда однозначно интерпретируемых), документальных и художественных жизнеописаний современников исторических событий можно выделить две логически стройные модели: одна из них создавалась группой царских историков иностранного происхождения в 18 веке, вторая появилась в наше время. Какая из них вам ближе – решайте сами.
Только с 17 века сохранилась систематическая летописная, документальная история Среднего Дона. Всё, что было раньше – лишь наши догадки и гипотезы. Были ли письменные свидетельства о жизни наших предков до 17 века, кроме “Повести временных лет” и “Слова о полку Игореве” и если да, то куда они пропали, никто не знает. В документах времён Ивана Грозного чёрным по-белому писалось, что “каждый царь волен писать летопись, как ему правильнее видится, дабы не очернять в глазах потомков предков своих”.

До новой эры

С каких времён жили люди на Среднем Дону, не знает никто. Самые старые остатки цивилизации, найденные в Костёнках (40 км от Воронежа вниз по Дону), имеют возраст 25-50 тыс. лет. Костёнки – один из самых древних в мире очагов древней жизни, найденных археологами. Что было ещё раньше? Пока мы находимся в полном неведении по этому вопросу.
Затем на десятки тысяч лет следы цивилизаций “теряются”, ускользают от современных учёных. Самые ранние археологические находки датируются:
IV тысячелетие до н. э. – ямная культура
III – II тысячелетия до н. э. – “катакомбная” (западнее) и “срубная” (восточнее) культура
VIII век до н. э. – киммерийцы, чьё существование пока остаётся гипотезой
I тысячелетие до новой эры – скифы (сколоты) (слофо “скиф” настолько неоднозначно, что ответить точно на вопрос “кто такой скиф”, не может ни один исследователь. В начале новой эры к скифам причисляли всё население Восточной Европы и Прикавказья)
Первые века новой эры – сарматы, по своему происхождению и языку очень близкие к скифам.
Все перечисленные культуры и народы имели индоиранское происхождение и говорили на языках иранской группы. В целях жизнеобеспечения занимались стойловым и кочевым скотоводством, земледелие носило локальный характер.
Возможно, именно они, а не славяне и не варяги являются генетическими предками населения Великого Войска Донского.
Современные археологи по скромным находкам наконечников стрел, предметов быта, посуды пытаются реконструировать жизнь народов той эпохи. Это так же сложно и неоднозначно с точки зрения результата, как, найдя одну кость доисторического животного, попытаться сконструировать его облик, биологическое строение, жизнедеятельность и даже взаимодействие с окружающим миром.  Причина наших скудных сведений о предках в том, что христианские проповедники, придя на территорию современной России землю в X веке, не только огнём и мечом насаждали свою религию, проводя геноцид против непокорных иноверцев, в том числе язычников. Они методично и скурпулёзно уничтожали все исторические свидетельства о культурах и народах, которые населяли эти земли ранее, разрушали капища, уничтожали свидетельства, письменные памятники, стирая в порошок артефакты прошлого. В результате наша родовая память стала похожа на белый лист: мы безвозвратно потеряли свой род, свои корни, свою историю. Возможно, христианским ревизионистам было выгодно создать впечатление, что до их вторжения на территории современной России люди были практически дикими, жили на деревьях, питались шишками, но потом пришли они и всех облагодетельствовали. Существует прямо противоположная точка зрения, основанная на индоиранских письменных источниках: несколько тысячелетий назад на земле жила настолько высокоразвитая цивилизация, что её способности и достижения недоступны даже сознанию современного человека. Но постепенно цивилизация “уснула”, стёрлась родовая память, а её представители растворились среди первобытнообщинных племён, деградировали до их уровня.
В первых веках новой эры в Китае сформировался тюркоязычный союз племён алтайско-монгольского происхождения – гунны. В 395 году они покорили скифов, весь Северный Кавказ и победным маршем отправились в Европу, где подчинили себе германские племена, обложили данью половину Западной Европы. В 452 году гунны потерпели тяжёлое поражение от римлян, а к 490 году их империя распалась, а остатки растворились в европейских этносах.
Все пришельцы с Востока предположительно использовали один и тот же путь, пересекая Волгу в районе устья реки Сары-Су (“желтая река”, Царица), где пользовались Волго-Донской переволокой.
Нашествие гуннов стало началом тюркоязычного тысячелетия на Среднем Дону. В калейдоскопе времён сменяли друг друга печенеги, половцы, татары. Топонимика нашего края состоит преимущественно из тюркских названий: Анна, Курлак, Битюг, Карачан, Карабут, Токай, Савала, Богучар, Мамон…
В VI веке из казахских степей, теснимые древними тюрками,  в Европу мигрировали племена аваров. Их этническое происхождение и язык неизвестен (предположительно монгольское), но они наложили существенный генетический отпечаток на все народы, населявшие земли от Нижней Волги до Балкан. На территории современной Хорватии они основали свой каганат, откуда осуществляли грабительские набеги на Европу, обложили данью и поработили западных славян. В 9 веке они потерпели сокрушительное поражение от германского племени франков и в конце концов ассимилировались с венграми.

Славяне и хазары

Что касается славян, то их история – тайна, покрытая мраком. Одно можно сказать точно: хозяйственный уклад славян имел особенности относительно скифов, сарматов, гуннов: осёдлость,  загонное скотоводство, земледелие. Существуют такие версии происхождения славян:
от балтов
от готов (германцев), которые, в свою очередь, имеют скандинавские корни
с берегов Адриатического моря (Балканский полуостров)
не исключено, что сарматы и славяне были одним народом
Гипотетически славянский этнос выделился из общеевропейского плавильного котла народов в начале новой эры. Название “русские” появилось намного позже. В балтийских языках слово “роса” означает Швецию. Вероятно, этот термин связан с тем, что Рюрик и скандинавы-варяги в IX веке пришли “править Русью”.
Проникновение восточных славян на средний Дон, то есть в наши края, относится примерно к VIII веку, когда на огромной территории начинался процесс формирования древнерусской народности. Славяне к тому времени занимались пашенным земледелием, выплавкой и обработкой металла, скотоводством. Основной ареал обитания славянских племён вятичей и северян располагался в основном западнее, за рекой Оскол. В районе Воронежа найден ряд поселений борщевской культуры вятичей. Самое восточное славянское городище найдено в селе Титчиха (90 км от Воронежа вниз по Дону).
Всего в 20 километрах от него в IX-X веках существовали две крепости Хазарского каганата: одно – у села Дивногорье Лискинского района (устье Тихой Сосны), другое – тоже на Тихой Сосне, у села Верхний Ольшан Острогожского района. Археологами доказано, что между славянами и хазарами, несмотря на культурные различия, существовал большой товарообмен.
Хазары — тюркоязычный кочевой народ, корни которого прослеживаются с территории современного равнинного Дагестана после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён.
В VII веке хазары создали обширное государство (каганат), в котором кроме хазар жили аланы, болгары, угры, славяне. Столица называлась Итиль и располагалась в районе современной Астрахани. На Волге в устье Царицы для защиты Волго-Донской переволоки были построены укрепления, а на Дону в районе современного Цимлянска – крепость Саркел. Северная граница проходила по Тихой Сосне. В 965 году каганат был разгромлен войсками древнерусского князя Святослава. В конце X века остатки государства хазар были уничтожены печенегами и гузами.
К концу X века поселения восточных славян на среднем Дону временно опустели. Ученые считают, что люди ушли на север от надвигающейся опасности со стороны воинственных и жестоких печенегов, вторгшихся в придонские степи. Весьма вероятно, что русские князья, принявшие христианство, истребляли славян-язычников с тем же усердием, что и хазар.

Кочевники нового тысячелетия

Обитали в наших краях и древние венгерские племена (мадьяры). Они пришли к нам с Южного Урала (современная Башкирия) и три года кочевали на больших просторах юга Воронежской области. В 897 году венгры ушли в длительный поход, а когда вернулись, узнали, что воинственные печенеги напали на их кочевья и поголовно вырезали оставшихся здесь людей. Мадьяры вынуждены были откочевать в северное Причерноморье, а затем на территорию современной Венгрии.
Печенеги – это европеоидные тюркоязычные азиатские племена, которые в X веке под воздействием ухудшения климата пересекли Волгу и заселили пространство, занимаемое ранее Хазарским каганатом.  Они не строили городов и сёл, постоянно кочевали, а на бивуаках ставили свои повозки кольцом. Не занимались земледелием.
Печенегов в XI веке вытеснили половцы. О пребывании этих кочевых племен у нас говорят каменные половецкие бабы. Они относятся к эпохе позднего средневековья (ХI-ХIII в). Половцы пришли к нам из Азии и к середине XI века заняли огромную территорию, в том числе и юг Воронежской области.
Они вели частые войны со славянами, мирились, вели с ними торговлю, снова воевали. Иногда вместе участвовали в сражениях против общего врага. Два столетия кочевали их кибитки по нашим степям.
Все они, эти степные всадники, что ненадолго задерживались – и пропадали в бескрайней, до горизонта, степи, оставили здесь следы своего пребывания: каменные бабы на холмах, курганные могильники, развалины разрушенных городов. Несчетные полчища их прошли по нашей земле.
Тем временем на Западе сформировалось государство Киевская Русь. В его состав вошла правобережная часть Воронежской области. С распадом государства земли отошли к Рязанскому княжеству, позже по наследству – к Московскому.
Вся остальная территория Среднего Дона, Поволжья, Прикавказья, Причерноморья, Приднепровья превратилась в Дикое поле – очень слабо заселённые земли. Владели ими половцы, регулярно совершавшие набеги на любые оседлые формы жизни и мешавшие им укорениться.

Татаро-монгольский период

Относительно истории нашей страны в XII-XVII вв. существует две принципиально разных версии.
Первая – ортодоксальная и общепризнанная. Согласно ей, в 1222 году войска монгольской империи Чингисхана захватили часть половецких земель. Вскоре после великого полководца (в 1227 году) последнего западную часть империи возглавил Батый – его внук. В 1236—1242 годах он организовал общемонгольский Западный поход, в результате которого были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария, Русь: он покорил Рязань, Москву, Владимир, Торжок и Козельск. Батый победил и подчинил все страны до Адриатики и Балтики: Польшу, Чехию, Венгрию, Хорватию, Далмацию, Боснию, Сербию, Болгарию. Монгольская армия достигла Центральной Европы. Фридрих II, император Священной Римской империи, пытался организовать сопротивление, однако, когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. Позже Батый не совершал походов на запад, осев на берегах Волги в новой столице нового государства – Золотой Орды. Столица называлась Сарай-Берке, расположена недалеко от города Ахтубинска. Напротив её, на территории современного Волгограда археологами обнаружено большое городище Мечетное – развалины города Бельджамена – остатки монументальных кирпичных построек.
Огромная территория Золотой Орды была разделена на 15 улусов. Южная граница её проходила по степной территории Воронежской области, в частности, татарский мавзолей был в селе Мечетка на Битюге. В русско-ордынском пограничье образовали так называемые буферные зоны. Одну из таких зон представлял Воронежский край. Здесь проживало русское население, но управляла им золотоордынская администрация. Население было обложено данью, сборщиков налогов называли баскаками. Набеги татаро-монголов на разоренные русские земли продолжались. Поселения буферной зоны назывались городами Червленого Яра (по одноимённой реке, ныне – Икорец). Заметим, кстати, что городами в ту пору назывались огороженные поселения. Однако уже у концу столетия орда утратила свою мощь.
В 1380 году русские князья собрали собственное войско под предводительством Дмитрия Донского и нанесли поражение золотоордынцам во главе с ханом Мамаем. С этого момента монголам перестали выплачиваться налоги.
В 1370 году в результате междоусобных разборок во главе монгольской империи встал Тимур (Тамерлан). Однако Золотая Орда объявила о своей независимости, более того, совершала набеги на земли нового властителя.
После двух успешных военных походов Тимур сжёг столицу Золотой Орды — Сарай-Берке. Разгром имел широкие экономические последствия: северная ветка Великого шелкового пути, проходившая через земли Золотой Орды, пришла в упадок. Торговые караваны стали проходить через земли государства Тимура.
В 1395 году Тамерлан, разбив золотоордынское войско и истребив все его части, пытавшиеся сбежать на русскую землю, прошёл Рязанскую область и взял город Елец, после чего двинулся в сторону Москвы, но 26 августа неожиданно развернулся и ушёл обратно. Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от завоевателя. В день встречи образа Тамерлану во сне явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь.
Имеется и другая точка зрения: Тимур оказался на Дону после его победы над золотоордынским войском у реки Терек и пробыл до тотального разгрома городов Золотой Орды в том же 1395 году. Тамерлан лично преследовал отступающих после поражения полководцев до их полного разгрома. На Днепре противник был окончательно повержен. Вероятнее всего, Тимур не ставил целью поход именно на русские земли. К границам Руси подошли некоторые его отряды, а не он сам. Здесь, на удобных летних ордынских пастбищах, простиравшихся в пойме Верхнего Дона до современной Тулы, небольшая часть его армии остановилась на две недели. Хотя местное население и не оказало серьёзного сопротивления, край подвергся жестокому разорению. Как свидетельствуют русские летописные рассказы о нашествии Тимура, его армия стояла по обе стороны Дона две недели, землю Елецкую «попленила» (оккупировала) и князя елецкого «изыма» (захватила).
Затем Тамерлан принялся методично разорять поверженные земли. Золотоордынские города Поволжья так и не оправились от Тамерланова разорения вплоть до окончательного распада этого государства (середины XV века). Разгромлены были и многие колонии итальянских купцов в Крыму и в нижнем течении Дона. Город Тана (современный Азов) поднимался из руин несколько десятилетий. Елец, по данным русских летописей, просуществовал ещё около двадцати лет и был полностью разорён некими «татарами» лишь в 1414 или 1415 году.
Усыпальница Тимура в Самарканде, в мавзолее Гур-Эмир была вскрыта 19 июня 1941 года, накануне вторжения гитлеровцев в СССР. Старики узбеки убеждали археологов не трогать гробницу – не выпускать на волю войну, заключенную в ней вместе с прахом Тамерлана.
“На Мамаевом кургане тишина, В том кургане похоронена война”  – поется в песне на стихи Виктора Бокова.
В декабре 1942 года, когда враг уже дошел до Волги, если не в самом  кургане, то в разгар боев на нём , состоялись похороны праха Тимура.
«Днем 20 декабря 1942 года в темном подземелье мавзолея Гур-Эмир зажглись огни прожекторов, — сообщал с места события корреспондент газеты «Звезда Востока». – В присутствии членов экспедиции и представителей самаркандских научных и общественных организаций началось погребение останков. Член правительственной комиссии М.М.Герасимов с большой тщательностью укладывает скелет на каменный пол склепа. Останкам придается то положение, в каком они находились в момент вскрытия. Тяжелую мраморную плиту опускают на склеп и закрывают под ней останки Тимура».
…И лавина войны покатилась на запад – и докатилась до Берлина.
В середине XV века Золотая Орда распалась на несколько ханств и орд: Казанское, Крымское, Астраханское ханства, Большую, Ногайскую орды и другие. Воронежские земли вошли в состав Большой Орды. но это государство просуществовало недолго, до начала XVI века. Кочевья татар Большой Орды были и в районе Тихой Сосны. В ответ на требования ордынцев платить дань в 1450 году воины московского князя преследовали отряды татар до самого Битюга, где разгромили их и обратили в бегство. Хан Ахмат пытался восстановить иго на Руси,  но после его неудачного похода 1480 года оно было окончательно сброшено русскими. В результате междоусобной борьбы Большая Орда была разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем и прекратила свое существование в 1502 г.
В середине XVI века Казанское и Астраханское ханства, входившие ранее в золотоордынское государство, завоевали русские войска: Иван Грозный взял Казань и Астрахань. С этого времени по Волге стали возникать города – крепости, началось заселение и хозяйственное освоение края русскими.
Казалось бы, в Придонье возникли прекрасные условия для благодатной жизни на огромной пустующей территории – Диком поле, занимавшем территорию Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Кировоградской, Полтавской, Николаевской, Одесской, Харьковской и Херсонской областей Украины, а также Тульской, Липецкой, Воронежской, Орловской, Курской, Белгородской и Ростовской областей России. С одной стороны, левый берег Волги стал русским. С другой, территория правобережной Украины вошла в состав польско-литовского государства Речи Посполитой. Расположенные между ними земли, ранее принадлежавшие Большой Орде, оказались ничейными, пограничными. Постепенно они пришли в запустение и потому их стали называть Диким полем.
Но постоянно жить здесь было опасно, так как Крымское ханство, ведущее паразитический образ жизни, совершало грабительские набеги на русские земли. Первое нападение крымских татар произошло в 1507 году. С тех пор их разрушительные походы стали постоянными. Враги грабили и жгли селения, убивали, уводили в плен мужчин, женщин и детей, держали у себя в качестве рабов или продавали на невольничьих рынках в странах Ближнего Востока и Африки. Для нападений на Московское государство использовался так называемая Кальмиусская сакма – дорога, начинавшаяся от берегов речки Кальмиус (бассейн Азовского моря) и ведшая в Москву.
С другой стороны Дона – на левом его берегу – тоже не было покоя, ведь между Азовским и Каспийским морями оставалось ещё Ногайская орда, названная по имени хана Ногая.
В ортодоксальной истории есть два принципиально важных постулата:
Дикое поле не было заселено, не имело постоянного населения
Если кто-то и жил на этих землях, то он не мог действовать сообща вместе с татарскими ханствами, заниматься разбоем, грабежом, набегами в масштабах, угрожающих свободному заселению земель. Основная угроза исходила именно от Крымского и Ногайского (кубанского) ханств
В связи с частыми набегами татар перед Российским государством остро встал вопрос об охране южных границ. С этой целью в 1571 году на Диком поле была организована общегосударственная сторожевая служба, своего рода пограничные заставы.
Каким же образом осуществлялась охрана южных границ тогдашней России нашими предками? Согласно установленному маршруту и в точное время на охрану границы выезжали конные отряды, называемые станицами и сторожами. Пути русских сторожевых разъездов пролегали и по современной территории бассейна Среднего Дона. В летнее время, когда набеги татар были белее частыми, организовывали сторожевые посты. Один такой пост был создан у Богатого Затона (территория современных Лисок). Он считался наиболее многочисленным и существовал с 1572 по 1586 годы (до основания Воронежа).
Для защиты границ принимаемых мер оказалось недостаточно, поэтому вскоре были воздвигнуты города-крепости (Воронеж – на кальмиусской сакме, Ливны – на муравском шляхе, Царицын – на Волго-Донской переволоке), возле них установлены дальние и ближние сторожевые посты.
Чтобы обеспечить контроль России над Волжским торговым путем и безопасность судоходства, в 1580-х при правлении царя Бориса Годунова была создана Волжская сторожевая линия с городами-крепостями. В 1589 году на острове Царицын была заложена деревянная крепость, вокруг которой сложилось русское поселение. Название произошло, как предполагают, от татарских слов «Сари-су» («Желтая река» – Царица, впадающая в Волгу) или «Сари-чин» («Желтый остров»). Укрепление служило для обороны волжского пути на переволоке от степных кочевников и волжских разбойников. Оно охраняло торговые и посольские суда из Персии, Бухары, Индии и других стран. Однако в конце XVI века крепость была перенесена на правый берег Волги: его крутизна являлась более удобной с точки зрения обороны.
Строительство крепостей не могло полностью пресечь набеги. Сложная обстановка тех лет вынуждала и дальше укреплять южные границы, зорко следить за происками врагов. Русским к тому времени уже была известна успешная стратегия защиты от набегов – строительство так называемых “засечных черт”. Коротко говоря, это непроходимые для врага укреплённые линии, построенные из подручных средств, а также использующие естественные препятствия – реки, леса (именно тогда появился термин “заповедные леса”, которые нельзя рубить на хознужды), болота. Широко использовались надолбы – конструкции из двух-трех бревен, соединенных между собой и вкопанных в землю наклонно на таком расстоянии друг от друга, чтобы между ними не могла пройти лошадь.
В 1556 году было закончено строительство Большой (Тульской) Засечной Черты, проходившей по южным рубежам страны, через земли Рязанщины. Она успела доказать свою эффективность.
На засечных чертах организовывались так называемые городки – огороженные территории с расположенным внутри военным гарнизоном, который при обнаружении набега оказывал отпор врагу. В ганнизонах служили военные люди разных специальностей – пушкари, стрельцы, кавалерия.
Однако существовала особая “каста” военных, которые назывались казаками. В соответствии с ортодоксальной исторической теорией, казаки – это беглые крепостные крестьяне, которые не только сумели приспособиться к непростой геополитической обстановке Дикого поля, но и сформировать свою военную культуру. Несмотря на постоянные набеги татар, они не только выжили, но и закалились под их ударами, превратившись в мощную, но никому не подчинявшуюся силу. Царь призвал их на защиту южных рубежей Московского государства в обмен на большие льготы, и они согласились, став частью системы обороны сначала от крымских и ногайских (кубанских) татар, а позже – от народов Кавказа.
Существует и “альтернативная” версия истории, о которой тоже полезно знать. Её основоположник – Гумилёв, который говорил: “…известная нам сегодня древняя и средневековая история, в том числе и русская, – вещь далеко не самоочевидная, весьма запутанная и зыбкая. Вообще, история допечатной эпохи – до XV века – это отнюдь не рассказ, основанный на подлинных древних документах и однозначно из этих документов вытекающий (как это обычно думают). Напротив, эта история явилась результатом специальной работы нескольких поколений историков и хронологов, пытавшихся восстановить подлинную картину прошлого. И картина, которая у них получилась, отнюдь не бесспорна…”. Несмотря на свой лженаучный статус, “альтернативная история” имеет довольно много приверженцев. Вот её основные постулаты.
Теория о монголо-татарском иге на Руси в ее привычной версии не имеет под собой никаких документальных оснований: не подтверждается ни русскими, ни иностранными свидетельствами современников. Гумилев говорил: теория о монголо-татарском иге на Руси была создана лишь в XVIII веке иностранцами – Баейром, Миллером, Шлецером в ответ на определенный “социальный заказ”, под влиянием идей о якобы “рабском происхождении русских”.
Термины “войско” и “воин” являются церковно-славянскими по происхождению, а не старо-русскими. Они вошли в употребление лишь с XVII века. Ранее для обозначения аналогичных понятий употреблялись совсем другие слова: Орда, казак, хан.
Казачьи войска не просто составляли часть Орды, а являлись регулярными войсками русского государства.
Так называемое “татаро-монгольское иго” – это просто специфический период в истории нашего государства. Это было время, когда все население страны было разделено на две части. Одна из них – это мирное гражданское население, управляемое князьями. Другая часть – постоянное регулярное войско – Орда под управлением военачальников, которые могли быть как русскими, так и татарами. Во главе Орды стоял царь или хан. Ему принадлежала верховная власть в государстве. Таким образом, в русском государстве этого периода действовали рука об руку две администрации: военная – в Орде и гражданская – на местах. Вопрос о том, была ли вражда или недопонимание между светской и военной властью, остаётся открытым.
Хорошо известна “татарская дань” – “десятая часть”. Но ничего от иноземного завоевания в ней на самом деле нет. Прихожане православной церкви всегда платили ей “десятину”. Десятая часть населения Руси шла на естественное пополнение регулярного русского войска – Орды. Оно никогда не распускалось и охраняло границы, вела войны, следовательно, не имело возможности заниматься земледелием и поддерживать самостоятельно свою жизнь. Более того, занятие земледелием было строго запрещено казакам вплоть до XVII века. Это вполне естественно для регулярного войска. Поэтому Орда должна была производить набор в свой состав, требуя каждого десятого жителя. И требовать поставок продовольствия, то есть взимать “десятину” – дань.
Интересен вопрос о происхождении хана Батыя, основателя Золотой Орды. После “завоевания Руси” “освобождено было от уплаты дани духовенство, церковное имущество и состоявшее на учете церквей население. Первым князем в русских княжествах монголами был поставлен суздальский князь Ярослав Всеволодович”, говорят историки. Удивительный завоеватель, освобождающий от налогов православную церковь. Вскоре после этого “князь Ярослав был вызван в ставку Батыя и отправлен им в Монголию, в Каракорум, где предстояли выборы верховного хана… Батый не поехал сам в Монголию, а отправил в качестве своего представителя князя Ярослава. Пребывание русского князя в Монголии описано Плано Карпини”, итальянским путешественником. У этого парадоксального поступка может быть такое объяснение: князь Ярослав и хан Батый – один и тот же человек. Это подтверждается и тем, что сын Ярослава Александр Невский был, как считают историки, “приемным” сыном Батыя. Не исключено, что Батый (монголы называли его Бату) – это слегка искаженное слово “батя” (отец).
Официальная история сообщает о многочисленных совместных военных операциях Орд и княжеских дружин. В частности, хан Ногай (в честь которого была названа Орда) совместно с русскими в 1277 году провёл совместный поход на Литву. История пестрит сведениями о “царских” браках между ордынцами и князьями. Ещё один исторический пример: в 1283 году Ногай принял у себя Дмитрия Александровича, изгнанного из Северо-Восточной Руси своим младшим братом, и с помощью войск волжской Орды вернул ему престол. Согласитесь, весьма странное поведение для оккупанта.
Остатки регулярного русского войска – Орды того времени – сохранились до XVII века на территории Дикого поля: это казачьи войска. Мнение некоторых историков, будто казаки – это беглые холопы, убежавшие или насильно выселенные на Дон в XVI-XVII веках, не выдерживает ни малейшей критики. Еще в XVII веке казаки были распространены по всей территории Руси. Источники того времени упоминают казаков яицких, донских, волжских, терских, днепровских, запроржских, мещерских, псковских, рязанских, а также городских казаков, то есть находящихся в городах. Следовательно, отождествление беглых крестьян с казаками беспочвенно. В летописях есть также ордынские, азовские, ногайские казаки.
В “Казачьем словаре-справочнике”, в статье “Запорожские казаки”, сказано, что днепровские или запорожские казаки до XVI века назывались ордынскими казаками. Более того “Запорожский Низ считался юртом Крымских Казаков”. Ни один историк не станет отрицать изначально дружественных отношений между Крымской Ордой и Запорожской Сечью.
Летописи свидетельствуют, что казаки занимались разбоем и грабежом наравне с монголо-татарами или вместе с ними. До сих пор народная молва на Верхнем Дону хранит свидетельства, что в эти места в XVII веке посылалсь карательные отряды для наказания казаков-разбойников и уничтожения их городков.
Практика казачьих походов «за зипунами», то есть за добычей, была широко распространённым явлением среди казаков. Особенности положения казаков — профессионального военного сословия – обусловливал основной их род деятельности — военная служба. Ведь казаки стали пахать землю сравнительно поздно. Ещё в XVIII веке казаки сами не занимались земледелием, так как существовало правило: «Кто из казаков станет землю пахать и хлеб сеять, того казака бить и грабить». По сути поход “за зипунами” – это разбой. Более половины валового внутреннего продукта Запорожской Сечи – дань с купеческих караванов, проходящих через их территории.
Ещё одно историческое свидетельство: “Запорожцы в числе 10 тысяч пристали к Дмитрию I в борьбе его с Годуновым. Потом, после битвы под Добрыничами, к ним пришло на помощь еще 7 тысяч. Видя неустойчивость бояр в присяге и ненавидя все московское, они в 1606 году взяли Пронск, Михайлов, Зарайск, Рязань, а потом в 1611 году напали на Козельск, в 1612 году взяли Вологду и истребили за преданность кичливым боярам всех ее жителей. В 1615 году, по словам некоторых польских и русских летописей, казаки запорожские и городовые превзошли в жестокости не только поляков, но даже татар. В 1617 году казаки напали на Новгородскую область, где жгли и грабили. Потом опустошили уезды: Углицкий, Пошехонский, Вологодский и пошли в поморские места, были в Навге, Тотьме, Устюге, Двинской земле, Яренске, потом в Олонце, в Сумском остроге, Заонежье, в Луде, у Ледовитого моря и возвратились в Каргополь, а оттуда через Новгород в Малороссию с многими пленными, которых продавали в рабство татарам и полякам.”
Вместе с поляками запорожцы участвовали в походе на Москву 1618 года: «…А пришол он, пан Сагадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з жёнами и з детьми посёк неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жён и детей в плен поимал…»
Такой же почерк имели и морские походы. Разница состояла в том, что запорожцы выступали в поход на так называемых чайках — больших лодках. В одну лодку садилось от 50 до 70 казаков, каждый из которых имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и сплавлялись …

(окончание статьи будет восстановлено в ближайший месяц)