Вопрос: Цель экспедиции?
Ответ: Летний семейный отдых. На Среднем Дону он комплексный: участники купаются и загорают на песчаных пляжах, любуются пейзажами самых высоких в Европе меловых гор, посещают многочисленные достопримечательности – пещеры, монастыри, музеи, памятники, общаются и поют песни у “пионерского” костра, дышат свежим воздухом и заряжаются энергией на весь год до следующей экспедиции. Каждый выбирает для себя тот вид отдыха, который ему ближе.

Пляж на Цимлянском водохранилище
Вопрос:
На каких машинах можно принимать участие в экспедиции? Имеет ли смысл регистрироваться на паркетнике – Honda CR-V (полный привод – подключаемый автоматически, через вискомуфту)? Или маршрут проходим только на полноценном 4×4?
Ответ: Несмотря на то, что изначально маршрут готовился для стандартных внедорожников, в 2018 году можно будет принять участие на любом транспортном средстве. Организаторы готовят несколько категорий маршрута:

  1. спорт (ТР1) – для подготовленных внедорожников, оснащённых лебедками, колесами увеличенного диаметра и другими средствами повышения проходимости; для них готовятся спецучастки на бездорожье (грязь, песок, меловые склоны, броды); этот маршрут рекомендуется также для кроссовых мотоциклов и квадроциклов;
  2. стандарт (ТР0) – для стандартных внедорожников, желательно на грязевой резине. Это – лучший выбор для подавляющего большинства участников, которые ставят перед собой в первую очередь экскурсионно-познавательные цели и пляжный отдых, а количество внедорожных препятствий стремятся минимизировать, но не в ущерб достопримечательностям и красивым видам. Тем не менее предупреждаем, что возможно повреждение лакокрасочного покрытия ветками. Как показывает опыт, эта категория доступна таже “паркетнику” Рено Дастер;
  3. лайт 4х4 – для кроссоверов и тех, кому дорого лакокрасочное покрытие. Маршрут проложен в основном по асфальту и хорошим грунтовкам; основной упор для этого класса делался на музеях, памятниках, пещерах, монастырях и других достопримечательностях. При этом некоторые смотровые точки, красивые дороги и достопримечательности приходится исключить.
  4. лайт 2х4 – для моноприводных автомобилей. Маршрут проходим на любом автомобиле (который не жалко) и в любую погоду. Но надо понимать, что почти все красивые видовые дороги по высокому берегу реки исключены, также исключена половина достопримечательностей. Места ночевок для этой категории не всегда совпадают с таковыми для других классов.
  5. пляжный отдых – маршрут для экипажей с детьми и просто желающих как можно больше времени провести на бивуаке, купаться, загорать, ловить рыбу и т. д. В него включены лишь самые основные достопримечательности. Маршрут рассчитан так, что если выезжать из базового лагеря в 9 часов утра, то к обеду можно прибывать к месту следующей ночевки. Рассчитан на полноприводные автомобили.
Организаторы каждый день корректируют маршруты исходя из погодных условий и на основании отзывов участников.
При условии, что будет сухая погода, если Вы не боитесь иногда слегка “цепануть” дорогу днищем или защитой, а ветками деревьев и кустарников – поцарапать бампер, двери, капот и крышу, маршрут “стандарт” 2018 года проезжаем на любом автомобиле с клиренсом не меньше, чем у Жигулей. Будут промоины, крутые склоны/подъемы, но любой паркетник должен с ними справиться.
А в дождь водитель сам должен знать возможности своего автомобиля, сможет ли он проехать по размытому чернозему или нет. Специальных “засад” не будет.
Также возможно участие мотоциклов (эндуро – в 2010 году был положительный опыт), квадроциклов (2011) и багги (по опыту 2014-2016 годов), если вы решите вопрос с автомобилями поддержки.

Дети в экспедиции
Вопрос:
Можно ли брать с собой детей и домашних животных?
Ответ: Не только можно, но и нужно: “Средний Дон” – семейная экспедиция, маршрут построен с учетом интересов даже самых маленьких участников. В 2008 году в одном из экипажей был грудной ребёнок, а дети от трех лет ездят с нами регулярно. Судя по отзывам, маршрут им так же интересен, как и взрослым. С малых лет у ребят прививается тяга к прекрасному, они учатся наслаждаться красотой и величием природы, с удовольствием впитывают в себя историю родной земли, узнают, как жили и за что сражались их деды и прадеды. Давайте вместе постараемся, чтобы современную молодежь зацепило за душу то, что доставляло радость поколениям их предков.


Храм и меловые пещеры в монастыре КостомаровоВопрос:
Что нужно для участия?
Ответ: Во-первых, желание отдохнуть. Во-вторых, полноприводный автомобиль, желательно честный внедорожник: на раме, мостах, с понижающим рядом в раздаточной коробке. В-третьих, деньги: на топливо (1500 километров по грунтовым дорогам), на еду, на экскурсии (всего около 1500 рублей на человека), на заявочный взнос, на непредвиденные расходы. В-четвертых, снаряжение: навигационное устройство GPS (подходящие приличные модели стоят от 4000 рублей), рацию диапазона 433 МГц (от 2500 рублей), желательно рацию диапазона CB 27 МГц (2500-10000 рублей), палатку, спальный мешок, одежду, костровые принадлежности, походные столы и стулья, посуду, газовую или бензиновую горелку для приготовления пищи, лопату, трос. Желательно иметь бензопилу. Более развернутый ответ дан в регламенте.

Вопрос: Будет ли разделение участников на классы в зависимости от типов автомобилей и интересов?
Ответ: В 2018 году участникам будет предложено пять треков – “Спорт”, “Стандарт”, “Лайт 4х4”, “Лайт 2х4” и “Пляжный отдых”, отличающиеся между собой очень незначительно, за исключением категории “Лайт 2х4”.

Маршрут для моноприводных автомобилей, в случае установления хорошей погоды, будет почти совпадать с маршрутом для кроссоверов (за исключением песчаных участков). Если же погода будет плохая, то он будет проходить практически полностью по асфальту. Также моноприводные автомобили будут сопровождаться внедорожниками, чтобы в случае ухудшения погоды каждая команда “Лайт 2х4” могла выбраться на асфальт. Места ночевок этой категории не всегда будут совпадать с таковыми у остальных категорий – часть бивуаков будет на турбазах (для исключения риска невозврата на хорошую дорогу в случае ухудшения погоды).

Вопрос: Мы едем по маршруту все вместе одной большой колонной или по отдельности?
Ответ: До старта экипажи объединяются в команды. Команда может состоять и из одного автомобиля, максимум – из четырех. Выбирается Командир – самый опытный и авторитетный участник, который ведёт группу, помогает новичкам, следит за тем, чтобы никто не отстал, осуществляет оперативное руководство, поддерживает связь с организаторами, при необходимости оказывает техподдержку. Команда – единый и неделимый организм, участники не бросают друг друга ни при каких обстоятельствах: один отстал или сломался – все останавливаются и ждут. Это как связка альпинистов. Поэтому подходите к выбору команды ответственно, объединяйтесь с теми, в ком вы уверены, на кого гарантированно можно положиться, кто не бросит в трудную минуту.

Каждая команда (за исключением категории “Лайт 2х4”) может каждый день менять категорию маршрута, сообщив об этом организаторам. Но все участники, объединенные в одну команду, обязаны двигаться вместе, не теряя друг друга из вида.

Подготовленный ГАЗ-69 штурмует болотоВопрос: Но я никого не знаю! С кем же создавать команду?
Ответ: Так знакомьтесь 🙂 Во-первых, на форуме есть специальный раздел, предназначенный для объединения участников. Во-вторых, регулярно мы проводим выезды и мини-экспедиции выходного дня, на которых можно увидеть участников “Среднего Дона” в деле. В-третьих, различные внедорожные клубы (например, “Бездорожье.36” и “Воронежский Трофи Клуб“) регулярно устраивают внедорожные соревнования, открывающие простор для знакомств среди участников и многочисленных зрителей. Вы можете просто приехать посмотреть на спортсменов или заявиться в лёгком классе, чтобы попробовать свои силы. Внедорожные трофи-рейды и триалы весьма зрелищны. Вышеприведенные ссылки актуальны для Воронежа, но в любом крупном городе обязательно есть свои оффроад-клубы и соревнования.

Вопрос: будет ли ограничение по количеству экипажей?
Ответ: исходя из опыта прошлых лет, организаторы ориентируются на 30-50 экипажей. При таком количестве участников организаторских ресурсов хватает, чтобы каждому уделить достаточно времени, и чтобы никто никому не мешал ни на маршруте (отсутствие пробок), ни на бивуаках. Максимум 70 экипажей для всех категорий, кроме “Лайт 2х4”.

Минимальное количество экипажей в категории “Лайт 2х4” – 40. Если количество желающих будет меньше – категория будет упразднена, участникам возвращены заявочные взносы.

Вопрос:
Размер заявочного взноса?
Ответ: Точные сведения – на отдельной странице. Статьи расходов организаторов: разведка маршрута, подготовка треков, печать путевых книг, изготовление маек и бандан с символикой экспедиции (на экипаж бесплатно выдается по одному комплекту, но можно заказать больше), оплату труда помощников организаторов, бензин для генератора и многие другие важные вещи. Стартовый взнос берётся с машины (экипажа), а не участника. Всю дополнительную информацию по данному вопросу вы можете получить у организаторов.

Nissan Terrano - триал по меловым горамВопрос: У меня тяжёлая финансовая ситуация, можно ли как-то уменьшить взнос?
Ответ: Можно, если вы окажете помощь в подготовке или проведении экспедиции. Пожалуйста, свяжитесь с организаторами.

Вопрос: Ещё раз – что мы получим на старте?
Ответ:
1. Номера участников и наклейки спонсоров (если такие будут).
2. Энциклопедию Среднего Дона – бумажный путеводитель по маршруту. В ней собрана информация обо всех достопримечательностях, населенных пунктах и местах, которые мы посетим, а также подробная легенда всего путешествия.
3. Карты, путевые точки и треки – файлы, загружаемые в GPS-навигатор. Благодаря им, вы сможете пройти маршрут самостоятельно. Навигатор должен быть в каждой машине. Конечно, надо уметь им пользоваться. Научиться можно самостоятельно или посетив один из мастер-классов (на старте экспедиции их будут проводить организаторы). Желательно иметь установленное программное обеспечение: OziCE (для WinCE), OruxMaps (для Android), SAS.Planet (для Windows). Допускается, но не рекомендуется Navitel.
4. Легенду маршрута на каждый день.
5. Майку (либо рубашку поло) и бандану (либо бейсболку) с логотипами экспедиции. На каждый экипаж выдается один комплект. При необходимости вы можете заказать их дополнительно (делать это надо заранее).

Вопрос: Сколько денег придётся потратить на мероприятие?
Ответ: Всё очень индивидуально. Давайте посчитаем примерно (расчет делался в 2018 году). Предположим, что у нас экипаж из Воронежа в составе трёх человек на автомобиле Nissan Patrol (расход ДТ по трассе – 12 л, по бездорожью – 15 л),выбрали маршрут “Стандарт”. Топливо по 40 рублей.

  • Заявочный взнос – 12000 рублей.
  • Дорога от дома до места старта – города Острогожска – 100 км от Воронежа, 600 км от Москвы (600 рублей).
  • Топливо на маршруте (1500 км, из них половина асфальт или укатанный грейдер) (4000 + 6000  = 10000 рублей).
  • Питание – без алкоголя сложно потратить больше 200-250 рублей в день на человека (3 человека * 10 дней * 200 рублей = 6000 рублей).
  • Экскурсии – закладываем на всё по 1500 рублей с человека
  • Паромы – 2 штуки по 80 рублей
  • Прочие расходы – топливо для бензопилы, для газовой горелки, батарейки в фонарики и т. д. – пусть 1000 рублей
  • Дорога от места финиша (п. г. т. Иловля Волгоградской области) до дома – 600 км до Воронежа, 900 км до Москвы (3000 рублей).

Итого для семьи из трёх человек: 37200 рублей (12400 рублей с человека на 10 дней)

Участники категории “Лайт 2х4” должны предусмотреть дополнительный бюджет для аренды мест на турбазах в тех местах, где их места ночевок не будут совпадать с таковыми у других категорий ввиду недоступности для моноприводных автомобилей.

Вопрос: Что такое путевая точка?
Ответ: Путевая точка – это точка на местности, где расположен объект, представляющий интерес для участника. Они бывают разных типов: достопримечательности – пещеры, памятники, монастыри, необычные природные объекты, музеи и т. п.; источники и родники; точки с загадками квеста; смотровые площадки – места, с которых открываются красивые виды; пляжи и места для купания; транзитные точки – мосты, броды, узкие места, обозначения крутых поворотов, места, где легко заблудиться; места ночёвок; спецучастки. Путевые точки классифицируются по туристическому интересу и внедорожной сложности – эти характеристики будут указаны в их названиях. Каждая команда решает самостоятельно, какие путевые точки ей посещать.

Вопрос: будут ли треки под Garmin?
Ответ: в 2013 году организаторы записывали треки в такие популярные модели, как 276C, 60CX, Etrex Legend. В то же время с некоторыми Garmin`ами мы не справились. Поэтому вы должны иметь резервный навигатор. Мы можем гарантировать лишь то, что треки и точки будут предоставлены в файлах формата GPX (родной для Garmin), но совершенно не обещаем, что ваш навигатор их “увидит”.

Вопрос: Мы будем просто ехать по маршруту или планируются дополнительные мероприятия?
Ответ: На некоторых участках для желающих предусмотрены небольшие соревнования: мини-полигоны для ориентирования, внедорожные спецучастки, квесты, цель которых – как можно быстрее собрать информацию, требующуюся для разгадки местоположения секретного объекта. Победителей ждут призы и сувениры от спонсоров (если они будут).


Вопрос:
А где мы будем останавливаться на ночевки?
Ответ: На пляжах на берегах рек и озёр. Места выбираются с расчетом, чтобы никто никому не мешал. Можно поставить палатки как в центре лагеря, так и изолированно. Участники категории “Лайт 2х4” в некоторых случаях будут останавливаться отдельно – либо на общедоступных пляжах, либо на турбазах.

Цимлянское водохранилище
Вопрос:
А на бивуаках что-нибудь интересное планируется?
Ответ: Как правило, по вечерам мы собираемся вокруг общего костра, играем или поём (так что берите гитару), общаемся. Всё это сопросовждается конкурсами. Всё вышеперечисленное – только для желающих: каждый выбирает тот вид отдыха, который ему по душе. Большинство участников даже на бивуаках общаются преимущественно с членами своей команды. После полуночи шум в лагере недопустим.

Вечерний костёр
Вопрос:
Какие ещё будут развлечения?
Ответ: Организаторы ничего не обещают и не гарантируют. Возможно, будут активные спортивные игры (такие как пляжный волейбол), конкурсы (на лучшее блюдо, лучшую фотографию и т. п.), победители которых получат призы и сувениры от спонсоров.

Вопрос: Быт и питание участников – совместное или индивидуальное? Решают ли организаторы вопросы питания?
Ответ:Организаторы предоставляют участникам информацию о расположении гастрономов, удобных точек для маршруте для организации обеденных остановок, проверенных кафе и свои рекомендации о том, как лучше построить день. Следовать ли им – каждый решает сам. Есть экипажи, которые питаются полностью изолированно. Но, как правило, участники объединяются в небольшие группы по 5 – 15 человек, и организуют питание совместно. Обычно на бивуаках ставят лагеря командами.

Вопрос: Какой будет распорядок дня?
Ответ:  Каждая команда решает самостоятельно, как распланировать день.

Святой источник в СаушкинеПримерный общий распорядок:
7:00 – Подъем.
8:00-11:00 – Старт.
с 11:00 до 21:00 – Движение по маршруту, посещение достопримечательностей, купание и обед. На некоторые экскурсии будем собираться все вместе в заранее оговоренное время.
с 17:00 до 21:00 – Встреча в очередном лагере.
21:30 – Брифинг.
с 21:00 до 24:00 – Общий костер, общение и т.д.
24:00 – Сон.

Вопрос: А будет время для рыбалки? У меня и лодка и мотор есть! Брать?
Ответ: Лодку и мотор, если поместится в машину, взять было бы хорошо – по Дону, по Хопру, по Медведице, по Цимлянскому водохранилищу покататься на моторной лодке – одно удовольствие! Но на то, что успеете порыбачить, рассчитывать не стоит (если ваша категория – не “Пляжный отдых”). Каждый день экспедиции очень насыщен (кроме днёвок).

Вопрос: Я не устану?
Ответ: Если только от чрезмерно длительного сидения. Маршрут строится таким образом, чтобы сидеть приходилось как можно меньше. Интересные места и достопримечательности – практически на каждом шагу. К тому же программа экспедиции дополнена конкурсами и соревнованиями. У некоторых начинающих участников к концу мероприятия накапливается усталость.

Вопрос: А что если наша машина сломается?
Ответ: Обязательная эвакуация регламентом не предусмотрена, но в распоряжении организаторов будут: автомобиль техподдержки, способный, например, вытащить участника из грязи, подвезти запчасти, отбуксировать до базового лагеря или крупного населённого пункта, где есть СТО; генератор; сварочный инвертор; УШМ, дрель. Поэтому вы сможете произвести ремонт средней сложности в походных условиях. Главное – иметь с собой те запчасти, которые с высокой вероятностью могут выйти из строя. А лучше – заранее подготовить автомобиль к экспедиции, чтобы исключить возможность возникновения неприятных сюрпризов на маршруте.

Вопрос: Как у вас обстоят дела с бензином по маршруту следования? Сколько взять дополнительного топлива?
Ответ: Все заправки будут указаны. Топлива должно быть с собой на 300 км БЕЗДОРОЖЬЯ, т. е. нивоводам надо брать 20 литров в канистре. Тем, у кого топливные баки от 60 литров, беспокоиться не стоит.

Вопрос: Какую лучше взять рацию, палатку, лопату, бензопилу, как защитить лакокрасочное покрытие автомобиля от царапин?
Ответ: Ответы на технические вопросы, которые интересуют каждого участника экспедиции, есть на нашем форуме в специальном разделе “Обмен опытом”.

Вопрос: Насколько необходима лебёдка,  будут действительно  места, где без неё никак? Просто  я сейчас решаю вопрос приобретения и  установки лебёдки, насколько это актуально?
Ответ: Необходимости нет. Но для желающих размотать лебёдку будут предложены спецучастки. Все они при необходимости легко объезжаются.

Вопрос: какие частоты используются для радиосвязи участников? Все команды на одной частоте или на разных?
Ответ: все команды на одной частоте – так веселее, да и плотность разговоров в радиоэфире относительно низка. Плюс появляется возможность что-то подсказать другим командам. В диапазоне CB используется 20-й канал сетки D (FM), в диапазоне LPD – второй канал (частота 433,100 МГц).

Вопрос: как  работатает  во время поездки беспроводной интернет, модем какого оператора  лучше брать собой?
Ответ: Беспроводной интернет пока работает на 3G-скоростях только в зоне прямой видимости от райцентров, но с каждым годом ситуация меняется в лучшую сторону. В Воронежской области зона покрытия всех операторов примерно одинакова, в Волгоградской области безусловное преимущество имеют Мегафон и ТЕЛЕ2. Возьмите с собой активный 5-метровый USB-удлиннитель, чтобы на бивуаке закрепить модем как можно выше. Доступность высокоскоростного интернета на маршруте чаще, чем один раз в день, не гарантируется.

Вопрос: Не понял, кто же всё-таки возглавляет команды? Организаторы ставят “смотрящих”?
Ответ: У большинства команд нет ярко выраженного лидера, и никто их не возглавляет. Участники сами договариваются о распределении ролей. Вопросы о движении по маршруту решаются коллегиально. Но есть команды (одна или две), состоящие исключительно из новичков — тех, кто не имеет опыта участия в подобных мероприятиях, опыта ориентирования, туристического опыта. Их “возглавляют” волонтёры из числа опытных участников. Они ведут команды по маршруту, рассказывают им в рацию “посмотрите налево — посмотрите направо”, помогают научиться всему, что знают сами. Опытным командам это не нужно: для успешного прохождения маршрута достаточно: трека и точек, записанных в навигаторы участников, легенды с текстовым описанием нитки маршрута, информации, полученной на вечернем брифинге, краеведческой информации из “энциклопедии” (это такая большая книжка с картинками, в которой про каждую достопримечательность очень подробно рассказано).
Вопрос:Правильно ли я понял, что организаторы в экспедиции отсутствуют?
Ответ: Неправильно: присутствуют. На бивуаках, в некоторых местах на маршруте вы находитесь вместе с ними.
Вопрос: И всё? А кто же будет тогда следить за неорганизованной толпой и экскурсии проводить?
Ответ: Большинство экскурсий проводятся командно. Есть три экскурсии, на которые надо собрать несколько команд вместе, на брифинге мы договариваемся с участниками, кто и в какое время подъедет, а затем организаторы решают вопросы с экскурсоводами. Никакой “толпы” у нас нет, команды по 2-4 экипажа вполне самоуправляемы. Если необходимо внести срочные изменения в маршрут или предупредить о чем-то участников — мы используем современные технические средства.
Вопрос: Непонятна в принципе роль и ответственность организаторов.
Ответ: Очень кратко и тезисно: готовят маршрут (причем последняя прокатка делается за две недели до старта), обеспечивают участников треками и точками, легендами, “путевыми книгами” (с краеведческой информацией и подробным описанием всех достопримечательностей), “раздаточными материалами” — майками, кепками, бортовыми номерами, проводят соревнования и конкурсы на маршруте и бивуаках, обеспечивают вечерний досуг (общий костер, кинотеатр), проводят брифинги, на которых информируют участников об особенностях маршрута следующего дня, решают вопросы с экскурсиями, обеспечивают технической помощью в случаях, когда не хватило ресурсов команды. Это “видимая часть айсберга”, есть ещё и невидимая.
Вопрос:Я принципиально против платных “покатушек”.
Ответ: Каждому своё, на вкус и цвет товарищей нет. Кому-то по душе неорганизованный туризм, кто-то может себе позволить себе сервис в виде организации. Если же вам нравится коллективное командное мероприятие, но просто жалко денег — финансовый вопрос обсуждаем с организаторами, при наличии финансовых проблем можем взять вас бесплатно (в обмен на помощь, например). Но учтите, что заявочный взнос — это лишь 1/4 от всех ваших расходов на экспедицию, подробный расчет — выше. Так что посчитайте, потянете ли вы. В любом случае, летняя автоэкспедиция — сравнительно дешевый вид отдыха.
Вопрос: Хорошо, я решил – еду! Что мне делать?
Ответ: Первое – прочтите регламент. Второе – заполните форму заявки. Третье – дождитесь звонка или письма от организатора. Четвертое – после подтверждения намерения организаторов включить вас в состав экспедиции оплатите заявочный взнос. Пятое – зарегистрируйтесь на форуме и заранее подберите себе команду. Шестое – подготовьте автомобиль и снаряжение, при необходимости научитесь пользоваться автонавигатором.

Вопрос: Мне уже страшно. Неужели всё так сложно?
Ответ: На самом деле нет. В экспедициях прежних лет участвовали люди, купившие внедорожник за неделю до путешествия и имевшие из снаряжения только палатку и спальник.  И ничего – прошли маршрут успешно, получив удовольствие! Более опытные товарищи не оставили их наедине с трудностями, поддерживали во всём, обучали, вытаскивали из засад. Уверены, в 2018 году среди путешественников сохранится атмосфера взаимопомощи и сотрудничества.


Меловой скалодром в Сторожевом