Тацинский рейд, день первый, 28 января 2012г

Тацинская слава летит по земле,
Летит словно звонкая птица.
По грозным ударам, по белой стреле
Враги узнавали тацинцев!
Песня о Тацинцах

28-29 января в честь очередной годовщины освобождения Воронежа состоялся наш автопробег “Тацинский рейд”.
Благодаря приглашениям, которые разослал Dmitriy_K на другие форумы, народу собралось неожиданно много.

И бывалые участники клуба, и те, кто только собираются присоединиться, а так же те, кто впервые услышали о нашем клубе, пожелали поехать и испытать себя и свои машины в условиях зимнего бездорожья.

Зима в этом году выдалась необычная – до середины января не было ни снега, ни морозов. Поэтому решили, что маршрут будут приятно разбавлять броды через мелкие речки, ручьи, болотца. У “спортсменов” бродов было запланировано достаточно много.

Когда событие стало приближаться, и счёт пошёл на дни, все поняли, что воду увидеть удастся вряд ли, а вместо “телепузиков” предлагали взять с собой коньки.

Это был третий, ставший уже традиционным, зимний рейд клуба “Средний Дон” – “Сатурн-12”.
Тема поездки была предложена Сергеем Миронцевым – (aka Bambr).

Зная историю Тацинского рейда, чуть ли не по минутам, интересуясь подлинными событиями тех дней, Сергей вызвался провести разведку, составить маршрут, а потом и возглавил команду “130-я бригада”, натянул танкистский шлем и перевоплотился в настоящего комбрига.

Маршрут получился достаточно длинным, помимо самого внедорожного двухдневного заезда, ещё немало километров пришлось намотать, добираясь до места старта, а потом и домой – с места финиша.

Но это не помешало нам собраться. Не побоялся расстояния и самый героический экипаж на Ниве, добравшийся к нам из Самары!

Воронежцы, белгородцы, экипажи из Лисок, Острогожска, Россоши, Ростова-на-Дону и области, Волгограда и области – проявили энутзиазм, сколотили крепкие команды ещё до начала поездки и бесстрашно отправились в путь.

Правда, некоторые оcтались разочарованными – снега было немного, особенно застревать негде, спортсменам было кататься СЛИШКОМ легко.

JEEP 959
“По маршруту скажу следующее: в целом довольно интересный маршрут, но для более тёплого времени года!! Чтобы можно было и броды пройти и болота посетить!! Да и интересные места получше изведать!! То есть, первый день, как минимум, за 2 дня!! А то носились… под 100 км по грунтам замёрзшим, ни тебе отдыха, ни ВОИНОВ помянуть!! К сожалению, и погода не принесла нам приятные внедорожных сюрпризов!((( А больше всего убили перегоны по асфальту!! Пусть по дорогам пузотёры катаются!!

Stasya
к сожалению, несмотря на все красоты мест, маршрут был запланирован, не в тот сезон (уж очень хотелось по-спортивному взять все броды!!!!! Но в зимнее время, при тонком льде, брать броды неизвестной глубины, НЕ АЙС!), а также, не совсем правильно выбрано количество дней, их должно было бы быть, как минимум 4!!!! (Тогда не пришлось бы устраивать скачки с препятствиями, а наслаждались бы бездорожьем, местными красотами, и в спокойной, не беглой обстановке, чтили бы память погибших бойцов!).
В первый день мы прошли все точки, без срезов (пропустили только Музей Новикова, так как были там все неоднократно), по рекомендуемому времени шли даже с запасом, так как засад для наших машин не было, а вот побуксовать хотелось!!!! (шли преимущественно по спорту).
Во второй день, из-за непунктуальности многих команд, которые вовремя не приехали на аэродром, слишком затянулись утренние мероприятия (хотя мне кажется, очень прикольно смотрелся наш парад!!! Не терпится увидеть видео!!!!), и очень жаль, что не было сделано общее фото у памятника «Прорыв»! В связи со сбоем времени, нам пришлось искромсать весь маршрут второго дня (что подпортило впечатление), а хотелось все пройти, без исключения, уж сильно не люблю оставлять не взятые точки!!!! Единственный плюс – многие точки маршрута мы успели взять с утра, до начала Парада !!!!

X-TRAIL
Напишу коротко. Впечатление от рейда двоякое, но приехав домой и спокойно обдумав ,пришёл к мысли, что очень хорошим делом занимаемся… Мне понравилось, как в одном селе подходит местный мужичок и спрашивает: “А вы были в соседнем селе, там тоже есть памятник павшим?” Правда, что там захоронение, он не обьяснил, но всё же у людей интерес к нашему рейду. А по дороге домой нас обогнала машинка, и по рации , заинтересовавшись что тут делают такие машины, стал спрашивать, что, откуда и куда, Сергей ему вкратце расказал….В Тацинской приём был очень хороший, честно признаюсь, я даже такого не ожидал……Да и им было приятно, даже интересно, что такая армада машин к ним приехала…..Вывод: всё нормально.

Но большинство остались довольны поездкой. Потому что прошли этот путь! Кто-то уехал, вынуждаемый обстоятельствами, раньше, кто-то прошёл до конца, было и несколько поломок, но все благополучно вернулись домой, обретя уверенность в себе, машине, ну, и главное – новых друзей.

Dimbas
Привет всем! Лично я в прошлых пробегах не участвовал, и сравнить мне не с чем (оно может и к лучшему), но, в целом, пробег интересный, и, как всегда, осталось желание вернуться и поподробнее исследовать некоторые места. На первом месте – Синяя гора, предлагаю скататься в этом место в теплое время года, дня на два, там есть что поисследовать. Спасибо! .
Посмотреть панораму c Синей горы

АутЛекс
А мы поехали домой “короткой дорогой”

финишировали в 2 ночи
Так что кому надо – где порубиться, найдут

нам понравилось всё

Alexander
Мне с экипажем выпала честь быть в 130-й!!!

ENA
Маршрут сам по себе интересный, особенно музей
От музея и от его хранителя мы в восторге!!!!!!
Памятников было много, но в связи с тем, что нужно было торопиться, не все успели сфотографировать, посмотреть. Что поделаешь?)
Первый день маршрута был больше культурно-познавательным, а вот на второй день, после Тацинской, в полях пришлось порубиться!!! Повытаскивать!!!Помахать лопатами!!!! В общем было весело!!!! А зимние броды ….

Да, было много асфальта, но при таких расстояниях и за отведенное время, без него не обойтись. Я так думаю….

NATL
Однозначный огромный позитив – Сатурн состоялся! Еще из позитива – приём в Тацинке. Действительно душевно. Ложка дёгтя – всё скачкАми. Из-за чумного километража люди не успели толком пообщаться, перезнакомиться. Цветы к памятникам чуть ли не закидывались на ходу, потому что команды наступали друг другу на пятки. Некогда было постоять у могил в банальной минуте молчания. Лично мне испортили впечатление маршброски по асфальту. Ну и осталось сожаление, что пройдены не все точки (опаздывать в понедельник было нельзя). Уважение в моих глазах дружно заслужили новички. Все держались молодцами и за это вознаграждены массой хороших впечатлений. Организаторам респект – всё сумели, всё успели, людей сплотили. Отдельное спасибо Бамбру – умудрился вдохновить на такое расстояние такую кучу народа. Ну и тематическая часть была на высоте.
И всё-таки, мы,”подонки” – молодцы!!! Поздравляю всех с покорением Тацинки.

Ноябрина
Скажу огромное спасибо не каким-то там абстрактным организаторам, а конкретному человеку: Сергею Миронцеву – Bambr-у!!!!!
Комбриг вышел на славу! Наверное, членам его команды пришлось нелегко: во время рейда он не тратил ни минуты ни на “посторонние” разговоры, ни на что-то ещё. Зато: помимо маршрута, пройденного в первый день, 130-я совершила 80-км ночной марш-бросок от горящего источника до Ильинки, по грунтам!!!
При этом они успели покопаться, починиться, поломаться…
Наверое, кто едет в поездку и ждёт чего-то – крутого бездора ли, или очень красивых мест – всегда останутся разочарованными, я ничего не ждала. Я ощутила, какую цель поставил перед собой Сергей – пройти путём бадановцев, как можно больше, невзирая на трудности, усталость, при любой погоде, поломках, слезах и соплях участников
И, наверное, он свою задачу выполнил! Всегда себя жалко – не успел покурить, зажарить барашка, потратил деньги…
Это был рейд памяти, нам должно было быть трудно, местами скучно, местами – невыносимо. Как можно жаловаться, греясь в своих тёплых, часто очень комфортных машинах, что пришлось гонять как куда-то там ужаленные? А как же “пол-Европы прошагали, полземли”…?

Dmitriy_K
Хочу подчеркнуть, что Тацинский рейд на 90% – заслуга Сергея Миронцева aka Bambr, за что ему низкий поклон. В фильме какой-то ветеран говорил: мол, когда Баданову поставили боевую задачу, показали на карте, где Мамон, а где Тацинская, у него по спине потёк холодный пот. Совершенно нереальная афера! Но он это сделал. 17 танков всё-таки вышли из окружения. “Сатурн-12” тоже был аферой, но несмотря на все сложности, мы это сделали. И 6 экипажей добралось до Миллерово. Пусть мы перенапряглись и утомились, но выполнили боевую задачу.

Старт был запланирован в Богучаре.Большинство участников собрались накануне вечером (пятница, 27.01), ночевали в гостиницах, у родственников-друзей… Самые смелые – в машинах. Мороз был не самый сильный, но весьма ощутимый (днём около -15С).
До старта команда спортсменов BSC – успели прокатиться по городку и возложить цветы к памятникам.

На площади Богучара куча внедорожников и внушительное количество людей возле них выглядели впечатляюще. Получив наклейки, путевые книги, цветы и гирлянды для возложения, участники резво тронулись в путь.

Команд было 8, но иногда получалось, что несколько из них часть пути передвигались совместно: дорога-то одна.

Только у спортсменов был свой трек, заводящий к бродам (замёрзшим и полузамёрзшим), и прочим интересным местам…
Ещё в этот раз, учитывая совершенно разную степень подготовки машин, пилотов, штурманов, а также короткий световой день и достаточно большой пробег, было решено, что не помешает хронометраж. То есть, в путевой книге было дано контрольное время. Если не получалось в это время прибыть в определённую точку – надо было воспользоваться асфальтовой срезкой.

Сначала выдвинулись в сторону Красногоровки – через Дьяченково и Терешково,

возлагали у памятников и братских могил цветы, гирлянды,

немного отступив от исторической достоверности пути “бадановцев”, вдоль красивого берега Дона отправились в Дубраву, в музей Николая Львовича Новикова, ставшего уже легендой нашего клуба. Поисковик, сапёр, археолог, школьный учитель и хранитель – создатель уникального школьного музея, самого богатого на экспонаты, и не только в Воронежской области, наверное… Потрясающий человек, не оставляющий никого равнодушным, обаятельный, изумительный рассказчик…

И те, кто уже бывали в музее, и те, кому предстояло это незабываемое знакомство, стремились к цели с одинаковым упорством. Первым препятствием стала небольшая горка – крутой подъём, с отшлифованной перед самым выездом колеёй. Не каждому удалось с первого раза преодолеть преграду. Тем не менее, все справились, внизу никто не остался.

Вот и музей.

Из-за ограниченности во времени, экскурсия была запланирована не более, чем часовой продолжительности. Толпа собралась огромная, все с интересом фотографировали, рассматривали экспонаты, которые к всеобщему удовольствию, всегда можно потрогать и осмотреть, проникаясь живой историей.

Ведь в музее есть не только оружие, обмундирование, остатки снарядов и прочие свидетельства Великой Отечественной войны, но и бытовые вещи, и даже остатки древних времён – зубы и кости мамонта.
Николай Львович, несмотря на огромный жизненный и поисковый опыт, человек очень эмоциональный, ещё и стихи пишет!

С сожалением покинув школу в Дубраве, экипажи двинулись дальше – в направлении Медово, Каразеево, Михайловского…
Одним из интереснейших мест был Каменный лес,

потом хутор Скельновский – огромные нагромождения камней, частично выступающих из мягкого грунта.

“130-я бригада” нашла предположительное место  расположения петроглифов, что скрыты  где-то в нижнем массиве.

Обнаружив, что всё засыпано битым камнем, они решили, что сюда необходимо вернуться в тёплое время года и всё же попытаться откопать удивительные следы истории.
Пейзаж был не слишком разноообразным – то небольшие лесополосы,

то грейдер,

то сёла

Немножко унылым, как всё в это время года. Но радовало проглядывающее сквозь серую мглу солнышко и белый снег – в городе мы и того не видели.

В один момент мы увидели радугу! Зимой! В мороз! Даже решили, что это что-то вроде северного сияния!

Так, через памятники, и добрались до Дёгтево.

Возложив цветы, поехали к бывшей ГЭС.

Не всех впечатлили полупразрушенные остатки на неширокой речке, но мне понравились потоки, вырывающиеся из-подо льда, и весело переливающиеся на рукотворных порогах, и снова ныряющие под лёд чуть ниже по течению, где река уже не бурлит, а погрузилась в спокойную, размеренную, зимнюю спячку.

Слегка начинало темнеть. К горящему источнику рвались не все, наша команда поехала на М4, заправляться, качать колёса, и далее – на ночёвку в Белую Калитву.

Но были боевые экипажи, которые добрались до источника. Самая боевая – 130-я бригада – совершила ночной марш-бросок по пути Баданова от Дёгтева до Ильинки по грунтам,

преодолев в тёмное время суток около 80 км дополнительно к дневному пробегу!

Они успели и засадиться (две машины преодолели снежный бархан, а остальных перетащили), и отремонтировать машину, у которой пришлось менять ремень привода генератора, правда, уже на асфальте, и у одного из участников, уже на подъезде к Белой Калитве, вышла из строя АКП, пришлось ему направиться домой.

Bambr
Самая ценная фотография рейда. 130-я бригада вошла в Ильинку 22:45 28.01.2012.

Расселившись по гостиницам и мотелям (к сожалению, по разным), уставшие, но довольные, расположились на отдых.

Первая часть фильма о Тацинском рейде от Николая Кикина aka samara-n
Посмотреть на mail.ru

Продолжение