Попробую кратко рассказать о разведке маршрута для экспедиции “Приэльбрусье”, состоявшейся с 24 мая по 6 июня 2014 года.

Во-первых, я заранее располагал треками всего района, но не было информации о состоянии дорог. В Краснодарском крае многие из них непроходимы на стандартных автомобилях потому, что по ним ездят лесовозы-Уралы, которые оставляют в глиняном грунте колеи глубиной выше колена. Газ-66 по такой колее ехать не может – садится на мосты, а о Джимни, пусть даже на 32-х колёсах, и собаки не брешут. Тем не менее, по намеченному для разведки маршруту я ехал очень уверенно и ехал там, куда на стандарте соваться бессмысленно.



Машина, которую я “строил” для глубокого снега, оказалась подходящей для покорения краснодарского бездорожья. Конечно, если заменить 32-е Куперы СТТ на 33-е Симексы, то пришлось бы намного меньше лебедиться. Но потерялась бы скорость на шоссе, а на своих колёсах я весьма уверенно еду 100-110, пусть и с чудовищным расходом (газа). К тому же я должен был отыскать дороги, доступные именно для стандартных машин, поэтому если я видел, что впереди лесовозная колея, объездов нет в принципе и вообще “стандарту” здесь “ловить нечего” – разворачивался. Правда, далеко не везде разворот – лучшая тактика: было несколько участков, которые пришлось пройти насквозь только потому, что дорога назад ещё сложнее, чем вперёд.


Во-вторых, в планах было основную часть времени посвятить исследованию района Приэльбрусья (КБР, КЧР, Ставропольский край, Осетия), а Краснодарский край пройти насквозь за 4 дня, больше “для галочки”. По факту получилось всё совсем наоборот – две недели было потрачено именно на Краснодарский край, а на въезде в КБР машина стала пригодна для движения исключительно по асфальту, да и времени на серьёзную разведку не оставалось.


В-третьих, без преувеличения, на подготовку машины к этой поездке было потрачено полгода. 28-е колёса заменены на 32-е, установлена шестерёнчатая РК с серьёзным китом вместо штатной цепной, поменяны на новые или контрактные все самые ответственные узлы: АКПП, передний мост, подвеска (серьёзно переделана), тормозная система, перебрана лебёдка, установлен более мощный генератор и аккумулятор, стартер, изменён угол Кастора, а также устранены все серьёзные косяки. Казалось бы, машина должна была перенести разведку уверенно. Тем не менее, из-за серьёзных нагрузок “порвалось” во всех “тонких” местах, поэтому ближе к концу разведки половина времени уходила исключительно на ремонт и попытки как-то компенсировать отсутствие самых необходимых запчастей.


Попробую по памяти вспомнить всё, что было. И просто сухо описать нитку маршрута без каких-либо литературных изысков и личных впечатлений.

24 мая.

Выехал из Воронежа рано утром, часов в 7. Цель – Славянск-на-Кубани, что в 1100 км от дома. Скорость 90-110, расход газа в пределах 13 литров. В Ростове долго стоял в пробках, искал банкомат, объезд строящегося моста через Дон, потерял часа три. В Краснодарском крае на поле рядом с шоссе рос зелёный горошек молочной спелости, и народ останавливался на обочинах и рвал его в своё удовольствие. Не смог отказаться от соблазна поддаться стадному инстинкту. В Славянск прибыл по темноте, остановился на ночевку в первом часу ночи в Крымском р-не. Поразило, насколько влажная и липкая здесь глина – у нас-то несколько недель стоит засуха.


25 мая.

Исключительно хорошая погода, один короткий ливень, тепло. Температура воды на Голубицком курорте – 21-22 градуса. Места массового развода оголодавших по солнцу, морю и теплу северян на бабки.
1. Вулкан Шуго. 100 рублей за просмотр, 300 рублей за искупаться в нём. И такие цены почти по всем “достопримечательностям”. Тем не менее, отдыхайки не переводятся. Больные люди.
2. Темрюк, музей военной техники под открытым небом. За то чтобы посмотреть 15 покоцанных кусков железа, берут 50 рублей. И находятся лохи! К счастью, есть и бесплатная тропинка мимо кассы. Наглость и борзость местных остапов бендеров беспредельна.



3. Конторки по организации экскурсий на “поля” цветущих лотосов. Берут по 500 рублей с носа за час пребывания на лимане, работают с 25 июня по середину августа. Вот это интересно. За час прогулки на катере среди лотосов – вполне вменяемые деньги. Взял телефоны.



4. Пляж в Голубицкой. Везде строят, стучат, асфальтируют, чистят. И не только здесь: по всему побережью моря готовятся к открытию сезона. Отдыхаек почти нет, температура воды вполне терпимая. За Голубицкой нашел джиперскую дорогу по береговой линии. Искупался.



5. Обследовал участок побережья в р-не Кучугуры – Приазовский. Посетил ванну с целебной грязью (не купался!), нашел несколько экстремальных спусков к береговой линии, прокатился по пляжу. Хорошо, тут можно бесплатно отдохнуть несколько дней.



6. По асфальту проехал в Анапу, отсюда – по лесной дороге через Малый Утриш к ночи прибыл в Абрау-Дюрсо. Дорога не понравилась – кочки, деревья закрывают виды, смотреть не на что. В Малом Утрише “дикари” обустроили из хлама кемпинг, кругом разруха и разгром, но тем не менее просят денег за парковку и проживание в собственной палатке – собирают их какие-то местные казаки себе в карман. Попросил у местных телефон “смотрящего”, на что посоветовали найти в селе некоего “атамана”. Короче, полный беспредел а-ля 90-е.
По асфальтовому серпантину прибыл в Новороссийск, в половине первого купил у джимнивода 23rus задний кардан: мой уже издавал при движении чудовищный хруст и требовал немедленной замены.
Переночевал на местном винограднике, дождь не прекращался до утра.


26 мая.

Съездил в Мысхако – пригород Новороссийска. Осмотрел несколько военных памятников. Не впечатлило.



Малая земля. Ужасное впечатление. За “музей под открытым небом” площадью 30*30 м, который прекрасно просматривается с холма из-за забора, просят 50 рублей.



Музей в “треугольнике” – просто никакой, позор тому, кто это сделал. Но посещение стоит 70 рублей. По недоразумению, я зашел через выход, поэтому начал осмотр экспозиции с конца и прошел до входа бесплатно, за что был облаян бабками на кассе. Краеведческий музей Новороссийска – облезлый и обшарпанный, к тому же закрыт. Зато рядом – шикарный Магнит, открыт и посещаем. Приоритеты местной публики ясны.



Понравился благоустроенный пляж у Малой земли – мелкая галька, небольшие волны, глубоко.
В городе – глухие пробки.
Очень понравилась сквозная дорога через грузовой порт – посмотрел краем глаза, как по ж\д привозят контейнеры и грузят на суда.



Лютеранская кирха – шикарное здание, хоть и небольшое, но уютное, древнее, увитое плющом, с высокими окнами-витринами в готическом стиле и пушистой кошкой на пороге.



Через частный сектор выбралсе к началу серпантина на Мархотский хребет, а именно – на перевал Маркоотх. В тот день облака над городом висели очень низко, окутывая макушки гор, поэтому с высоты 400 метров – сплошное “молоко”, видимость 50 метров. Наверное, в хорошую погоду там красиво. На крутом каменистом подъёме двигатель вскипел, в ОЖ пошли пузыри, она стала черной, т. к. в неё попало машинное масло. Это – плохая новость. Значит, необходим ремонт двигателя.



Дорога по хребту ведёт на перевал “7 ветров”. Традиционная лесная лесовозка: глина, колеи, лужи выше колена. К счастью, даже по такому месиву машина уверенно едет. Местами встречаются экстремально крутые подъёмы и спуски по камням. Стандартные внедорожники сюда пускать нельзя.



Долго ли коротко, спустился я по гребню на перевал “7 ветров”. Видимость нулевая: молоко, холодно, ветер. Спустился вниз по асфальту к нефтетерминалам: солнце, тепло, штиль.



По трассе М4 доехал до Кабардинки. Этот участок дороги очень живописен, проложен он прямо по берегу моря, повсюду отвесные скалы, куэсты – выходы скальных пластов.



Кабардинка вызвала восторг. Маленький уютный курортный городок, напоминающий Ялту. Отдыхаек пока откровенно мало, а что может быть приятнее вида полупустого курортного города? Жалею лишь о посещении “Дома вверх дном” за 200 рублей. Думаю, рублей 30 было бы адекватной ценой за увиденное.



Попытка прорваться по горам от мыса Дооб на Геленджик закончилась в целом удачно. Виды есть лишь местами, дорога в основном каменистая, без глины, кое-где разбитый асфальт, кое-где грейдер (от турбазы в Сосновой щели до Геленджика). Все подходы к морю оккупированы коммерсантами. Я пытался “тыкаться по тупикам” и искать “дикие” подходы к морю – бесполезно, их нет, при этом потерял много времени. Ночевал в кемпинге Лукоморье на окраине Геленджика, сейчас там ни одной живой души, даже деньги никто не собирает.


27 мая.

Утром спустился к морю. Пронизывающий противный ветер, волны, солнце за тучами. Не смог заставить себя искупаться. Очень красивые скалы.



Геленджик прошел “по касательной” – это один из самых больших городов на побережье, есть аэропорт. Пересёк М4.



За селом Марьина Роща начал подъём в горы по лесной дороге. От 500 метров над уровнем моря попал в облако. Миновал несколько смотровых площадок – кругом “молоко”. Дорога сносная, без колей. Спустился с Мархотского хребта по красивому серпантину рядом с сафари-парком.



От зоопарка ещё раз поднялся по серпантину на Мархотский хребет и чуть позже спустился. Это одна из дорожек, по которой местные джиперы возят отдыхаек. Если бы не облака, было бы здорово.



От посёлка Светлый поднялся через каменный карьер на горы Нексис и Долмен. Посетил два дольмена – первые за эту поездку. Спустился по соседней дороге. Красивый, достойный маршрут.



Дальше мой путь лежал по М4 на восток. В селе Широкая Щель нашел дольмен. Провёл философский дискус с местными на тему их происхождения и предназначения. Узнал, что от дольменов нужно заряжаться энергией. Хорошее и позитивное место, к тому же бесплатное.



В селе Возрождение – ещё один дольмен. Полуразрушен, но расположен очень близко к шоссе, поэтому в сезон здесь сидит бабушка и собирает мзду – рублей по 50 за просмотр. Лохи идут сплошным потоком. Сейчас не сезон, поэтому стульчик мздоимца пустует.



Долина реки Жане. К сожалению, заезд через центральный вход невозможен. Других заездов, как выяснилось позже, нет – перекопаны. Внизу – благоустроенная платная тропинка. Лохов разводят на бабки многочисленные артисты и продавцы сувениров. Я попал на кассу ближе к девяти вечера. Попытался проехать в долину по “альтернативной” дороге – очень крутой глиняный спуск, колея, внизу специально для таких умников как я – ров (с крокодилами). Еле выбрался, без лебежения.



Сумерки сгущались. Трек уходил вверх, на гору Шахан по разбитому асфальту. Видов с дороги – никаких. Попробовал в кромешной тьме спуститься по лесовозке в долину Жане ближе к истокам реки. Вокруг – дремучий лес, полная темень, под колёсами – липкая глина и колеи от бульдозера, страшно, аж жуть, но машина “едет” – правда, только “ходом”. Серпантин уходит далеко вниз, и чем дальше, тем страшнее. Решил, что пускать сюда “стандарт” нельзя, поэтому продолжать спуск бессмысленно. Выбрался на грейдер и перекрестился. При штурме глиняного серпантина развалился сайлентблок заднего правого амортизатора, он стал жутко греметь и через несколько дней разбил крепление на мосту. В результате целую неделю пришлось терпеть громыхание штока амортизатора о крепление.



Полночь. Я на Лысых горах, рядом – фуры с реквизитом для съёмки какого-то фильма. Поставил палатку прямо у дороги.


28 мая.

До 3 часов дня рисовал треки. Каждые 15 минут мимо проносится уазик, битком набитый отдыхайками, они улыбаются и тыкают в меня пальцами. Неприятно. Правда, встретился и один джимнивод, попросил рассказать про лифт подвески.
Грозовые ворота – туристическая мекка черноморского побережья. Бесплатно – даже близко не подъехать. По сути это – развалины из шлакоблоков на одном из многочисленных предгорных отрожков. Нафиг нам такие достопримечательности. Смотровые точки краснодарских холмов кажутся интересными до тех пор, пока не побываешь в настоящих горах.



Хорошая дорога закончилась где-то в районе приюта Монастыри, дальше по хребту идёт жуткая лесовозка, лужи, колеи, глина. Сверху дождь, вокруг туман. По непроверенной информации, по хорошей дороге можно уйти на Новосадовый, но это мне предстоит разведать в июле.



Гора Тхаб. Жуткие колеи и лужи. Еду строго по гребню хребта. Где-то в районе Широкопшадской щели при объезде страшной лужи по глиняному склону стащило боком на дерево. Любое движение рулём только прижимало крепче машину к стволу. Пришлось жертвовать целостностью кузова – помял дверь, крыло, сломал дефлектор. Вариантов выбраться без потерь без посторонней помощи не было.



Гора Молдавановка. Попытка штурма ходом провалилась – машина скользит по мокрым камням. Пришлось лебедиться. Потратил минут 50. Наверху – ненастье: “молоко”, холод, ветер.



Спустился в долину Пшады по лесовозной дороге. Глина, колеи.



До Пшады добрался уже в сумерках. Утвердился во мнении о том, что это чуть ли не единственное место на Западном Кавказе, безусловно достойное посещения. Экскурсионная дорога местами проложена прямо по руслу реки, кругом скалы, прижимы, карнизы, есть ванны для купания.



В сумерках по неосторожности свалился по диагонали в глубоченную яму, залитую водой. Чуть не положил машину набок. Любые попытки движения вперёд-назад приводят лишь к качанию в поперечном направлении на двух вывешенных колёсах. Вылезал из салона через окно – дверь не открыть. Копал, лебедился. Страшно окончить разведку так бесславно – “ушами” в захолустной канаве. На дне – зыбкий ил глубиной выше щиколотки, а сама лужа – выше колена. Ночь, темно. Выровнял машину. Потихоньку выбрался. Потратил 1,5 часа.



Ночевал у 1000-летнего дуба – никогда не видел такого могучего дерева.


29 мая.

Старт в 12 дня – отмывал машину от глины. 3 часа ушло на попытки найти хоть одну дорогу от дуба куда-нибудь наверх или в соседнее ущелье, пригодную для стандартного внедорожника. Бесполезно. Кругом лесовозные колеи, глина, грязь. В итоге на одной из дорог умудрился сесть брюхом на бревно, лежащее прямо в колее. Лебедился. Тогда для меня лебежение ещё было чем-то вроде досадного недоразумения, потому что в принципе машина едет везде. Лесовозки – не препятствие. Я не мог заглянуть на несколько дней в будущее, когда 8 лебежений за 3 часа стало нормой.



Отчаявшись найти приличную дорогу вверх по течению, спустился по долине Пшады до М4. Повезло подобрать местного. Он очень интересно рассказывал обо всех урочищах, где какие дольмены, водопады. Правда, выяснилось, что бесплатно посмотреть на что-то рядом с дорогой в сезон почти нереально, но он показал всё, что знал. В селе Пшада посетили с ним дольмен из цельного камня – уникальное творение неведомого мастера. На прощание обменялись телефонами.



В Догуабе, судя по карте, 4 дольмена, но местные остапы бендеры поставили кассу. До свидания.
Вдоль Пшады спустился к морю, в Криницу. У Берегового искупался в реке – вода бодрящая, но не ледяная. Благодатный край для желающих отдохнуть на речке.



Между Криницей и Беттой посетил замечательный кемпинг “Сосны”. Пообщался со смотрящим. Место понравилось, жаль, что от палаток до моря спускаться далеко.



Попытался прорваться из Бетты вдоль моря к турбазе Нефтяник и дальше – на Архипо-Осиповку. Почти час пытался найти выезд из Бетты в горы, потому что запланированный трек проходил по территории санатория министерства обороны. С горем пополам получилось. Дорога – бульдозерный грейдер, стиральная доска, по которой быстрее 5 км\ч не разгонишься. Тряско. Начались жуткие вибрации в трансмиссии. Рукоятка раздатки ходила с большой амплитудой. Стало выбивать понижайку. В чём же дело? Раздатка недавно отремонтирована, в чем причина? Дорога до турбазы “Нефтяник” не дочищена – километра за 3 бульдозер развернулся, дальше идёт заросшая тропа. Пришлось вернуться в Бетту, на обратном пути, из леса совершенно беспрепятственно въехал на территорию турбазы МО. Подъехал к КПП изнутри, попросил выпустить. Сначала охранница хотела вызвать подкрепление, но потом открыла ворота и сказала: “вали отсюда быстро, пока никто не видел”. Быстро не получалось: при движении по асфальту – жуткая вибрация и страшный грохот. В кемпинге “Сосны” было безлюдно, но шлагбаум на замок не закрыт. Нагло въехал и поставил палатку.


30 мая.

До 16-30 проводил ремонтные работы. Во-первых, наконец поменял задний кардан. Во-вторых, прикрутил к креплениям раздатку, которая просто отвалилась с одной стороны и держалась на честном слове. С двух сторон она крепится на 4 болтах. У меня же с одной стороны один из болтов давным-давно был обломан: и так вроде ничего, сойдёт. “Сходило” оно в тепличных условиях центральной части России, а в лесовозных колеях Кавказа – вышло боком.



Зафиксировал рекордный расход газа за последние три дня – 40 литров на сотню. Двигатель G16, 1.6 литра.
По М4 доехал до Джубги. На краю города строится огромный кемпинг. Искупался. Замечательная вода, хорошая погода. Отдыхаек нет.



По М4 отправился в Новомихайловский. По пути останавливался у каждого кемпинга, которых здесь десятки. Нашел весьма приятные варианты. Ценник у всех стандартный – 500 рублей в сутки за машину + палатку. В несезон есть и бесплатные варианты.
Из Новомихайловского мой путь лежал на Фанагорийскую пещеру. До села Подхребтовое дорога проходит между яблоневых садов, откуда на хребет – лишь лесовозные колеи. Подъём экстремальный – значительный уклон и огромные камни. Во влажную погоду – крайне опасно. Обнаружил вторую дорогу на хребет, поднявшись на его гребень.
Ночевал на вершине хребта. Вдали светились огни приморских городов. Дождь, ветер, холод.

Конец первой части фотоотчёта. Окончание читайте здесь.