Часть 3

Из Безенги на Тамбукан

Ещё накануне организаторы рассказали нам что в Безенги можно увидеть шикарный рассвет, когда солнце освещает стену пятитысячников. Мы договорились что в случае ясной погоды мы встретимся в 7 часов утра и пойдём смотреть рассвет. Я мужественно проснулся в 6 утра, собрался и вышел в холл. Никого не было. Я подождал некоторое время и отправился в путь один. И не прогадал, ранним утром мне удалось застать пару часов ясной погоды.


Вершины гор начали освещаться солнцем

Я направился по ущелью в сторону ледника Мижиргичиран. Над альплагерем появилось небольшое облачко


По мере того как я шел наверх, облако над альплагерем росло.

Вскоре я увидел сам ледник.

Облако над лагерем тем временем сгущалось ещё больше

Вскоре облако добралось до меня. На гору спустился туман, продолжать дальнейший путь не было смысла.
 

Я вернулся в лагерь Дых-Тау, папа к тому времени проснулся. Первое что мы сделали, это пошли в душ. К сожалению, за день до нашего приезда приезда лопнул водонагревательный котёл нашего корпуса, поэтому администрация с извинениями предложила нам воспользоваться общей душевой. Но и это было замечательно, принять настоящий горячий душ после недельного путешествия.
Выходя из душевой мы увидели интересную картину. Три десятка человек в гражданской одежды были построены по военному в несколько рядов. Перед ними выступал старший, до нас донеслись слова его речи “Бла-бла-бла, награждается такой-то…” Потом мы узнали что в лагере Дыж-Тау проводится подготовка военных альпинистов. Видимо это закончился очередной этап обучения.
Мы пошли завтракать в местное кафе. Там я впервые попробовал знаменитые хычины, что среднее между блином с начинкой и чебуреком. Очень вкусное блюдо. Потом, куда бы ни приезжали, мы обязательно заказывали себе хычины. После завтрака мы собрались и поехали. Наш путь лежал в село Верхняя Балкария. На этот день были запланированы преимущественно “цивильные” достопримечательности.
Вначале мы осмотрели сторожевую башню древнего народа. Как известно, предки современных горных народов раньше жили на равнинах нынешнего Ставропольского края, но более могущественные соседи вынудили их переселиться в неудобные горы. Для защиты от набегов и нападений строились специальные сторожевые башни, маленькие крепости.

 

 

Интересно что в Верхней Балкарии сохранились нижние ярусы домов целого селения. Нам рассказали что это связано с депортацией 1944 года и последующей реабилитацией. Люди не стали селиться в старые ветхие дома, а построили новое селение рядом со старым.

 

Ещё в Верхней Балкарии и окружающей местности нас удивило обилие выращиваемой капусты. Все огороды были засажены исключительно капустой. Интересно, с чем это связано?
Дальше наш путь лежал к Черкесской Теснине, узкому ущелью вдоль которого идёт автомобильный туннель, а снаружи сделана пешеходная дорожка.
 


Осмотрев Черкесскую Теснину, мы поехали к Голубому Озеру.
 

Вокруг озера разбит парк, заполненный продавцами сувениров и кафе. Мы тщетно искали кафе со стеклянным полом, про которое рассказывали организаторы. В итоге пообедали в беседке у самой воды.
На окраине селения Аушигер, что вблизи Нальчика, мы посетили термальные ванны. После холодных и сырых ночёвок в горах немного тепла не повредит. В отличии от Джилы Су это действительно горячие ванны. Оборудован большой, но мелкий бассейн в который с одной стороны течёт горячая вода, температурой около 40 градусов, а с другой стороны обычная холодная. В итоге в бассейне каждый может себе найти комфортное место. Рядом с этим бассейном оборудованы скамеечки, навесы, раздевалки, туалеты (правда платные) и ларьки с напитками и мороженным. Рай да и только. В термальных ваннах Аушгера мы с удовольствием задержались.
Нам только оставалось доехать по шоссе до кэмпинга на озере Тамбукан, что вблизи Пятигорска. Мы спустились с гор и вернулись в лоно цивилизации.

Озеро Нарзана

Вечером мы приехали на берег озера Тамбукан и поставили палатку в платном кэмпинге. По плану организаторов здесь мы должны были провести 2 дня. Въезд стоит около 300 рублей, плюс 50 рублей за каждый день стоянки. На тот момент мы ничего не знали об особенностях озера Тамбукан и по приезду папа решил вымыть стёкла автомобиля озёрной водой. Каково же было наше удивление, когда все стёкла покрылись слоем соли. Вода в озере была солёной! И не просто солёной, как морская, а минеральной. Фактически озеро Нарзана.
На следующий день организаторы приготовили для участников экспедиции экскурсионную прогулку по Пятигорску. Наша команда временно распалась. Сергей с Людмилой ночевали в гостинице, Слава предпочёл отдохнуть на берегу озера, а мы с папой решили посетить пропущенные достопримечательности первого дня экспедиции, водопад Гишмишх и карстовые озёра Шанхоре. Тут нас ждало первое серьёзное приключение.
Вначале мы доехали селения Каменомостское, рядом которым расположены карстовые озёра. Глубина этих озёр превышает 200 метров, а вода никогда не нагревается.



Дальше наш путь лежал к водопаду Гишмишх. По пути я в который уже раз отметил интересную особенность местного животноводства. В кавказских сёлах коровы постоянно лежат или пасутся на дороге. Где бы ни ездили, в сёлах или на их окраинах нам постоянно приходилось объезжать коров. По всей видимости дороги это единственные более-менее ровные площадки, чем привлекательны для коров.

Как и Чегемские водопады, Гишмишх не произвёл на меня впечатления. Несколько струек воды сочатся с горы. Мы поднялись на вершину водопада и увидели ручеёк который его образует. Я привык к карельским водопадам, пусть не всегда высоким, но как минимум полноводным.

Вот тут бы нам остановиться и вернуться отдыхать на Тамбукан. Но организатор выдал нам дополнительный маршрут с заездом на курган Хаки-Гон и гору Верхний Джинал. Мы поехали. Вначале мы ехали по знакомой дороге первого ходового дня. Но в каком-то месте мы должны были свернуть на другую дорогу. Мы доехали до предполагаемого места развилки, но никакой развилки не обнаружили. По сторонам от основной дороги скосили траву и поворота не было видно. Я вышел из машины что бы осмотреться и увидел едва заметную колею в высокой траве, не видную из-за покоса. Я смело направил машину к этой колее. Но проехать мне удалось не больше 50 метров, машина стала крениться на правый борт и проваливаться в мягкий, но не топкий грунт.

Не беда, подумал я, сейчас мы включим блокировку и пониженную передачу и поедем дальше. Не тут-то было! Рычаг раздаточной коробки намертво заклинило. Я не мог включить ни один из внедорожных режимов, машина осталась в яме со свободным межосевым дифференциалом, можно сказать что без полного привода. Зацепиться лебёдкой было не за что, деревьев здесь отродясь не росло. День переставал быть томным. Мы застряли посередине пустынного луга на неисправной машине, лебёдка бесполезна, мобильная связь не работает. Ситуация тяжелая, но не безвыходная, я начал распаковывать реечный домкрат хай-джек и санд-траки.
Вдруг я услышал звук движущегося мотоцикла! Я попытался крикнуть, естественно мотоциклист меня не услышал. Тогда я метнулся к водительской двери и включил звуковой сигнал автомобиля. Это помогло. Мотоциклист услышал и подъехал ко мне. Оказалось что он путешествует не один, а в составе группы квадроциклов. Квадроциклисты мигом оценили ситуацию и без лишних разговоров взялись мне помогать. У них были лебёдки. Со второй попытки мой автомобиль удалось вытащить из плена. Я поблагодарил квадроциклистов, собрал разбросанное снаряжение. Ни о каком продолжении маршрута речи быть не могло. Мы вернулись в Хабаз. По пути я надеялся что в движении раздаточная коробка разблокируется. Но этого не произошло. В Хабазе я позвонил организатору и объяснил ситуацию. Организатор взялся найти подходящий автосервис и направил меня в сервис клуба 4х4 вблизи Пятигорска. Мы приехали на указанное место, но никакого автосервиса там не было. Я снова позвонил организатору с этой новостью. Он взял небольшой тайм-аут, а мы с папой решили поесть. Никто не ожидал что день так затянется.
Неподалёку был какой-то придорожный рынок и мы заметили там небольшое кафе. Мы заказали обычный суп, какое-то второе, минеральную воду. Еду здесь не готовили, а разогревали в микроволновой печи. Каково же было наше удивление, когда нам выставили счёт 1270 рублей! Это был шок. Мы так приятно привыкли к дешевой местной кухне, что даже не обратили внимание на цены. А цены были коварные. Котлета 150 рублей, картофельное пюре 150 рублей, тёртая морковь 100 рублей и т.п. Так мы были наказаны за беспечность.
Тем временем позвонил организатор и сообщил адрес другого сервиса, в пригороде Пятигорска Лермонтове. Мы поехали в Лермонтов. Немного проплутали, но нашли сервис. Мастер сразу поставил диагноз, на автомобилях Mitshubishi L200 это распространённый дефект. Заклинивает сам рычаг раздаточной коробки при чересчур страстном его использовании. Аккуратнее надо. Мастер сам оказался джиппером, он был то-ли орнанизатором, то-ли участником Ледникового периода. В соседнем боксе стояла организаторская машина. Раздаточную коробку мне починили буквально за 10 минут. Мы вернулись на берег Тамбукана.
Как ни заманчиво было посетить Кисловодск и Ессентуки, экскурсию по которым нам предложили организаторы, на следующий день мы остались в кэмпинге на берегу Тамбукана и никуда не поехали. Мы отдыхали, купались в Тамбукане, пили пиво, ели дыню, а папа набрал целую бутыль лечебной тамбуканской грязи.



Через тернии к Звёздам

После отдыха на Тамбукане мы вернулись к активной части экспедиции. В последующие дни нам пришлось много ездить по обычным дорогам. Вначале мы отправились в сторону Кисловодска, но миновали город по окружной дороге. Неподалёку от города мы сделали небольшую остановку что бы осмотреть местную природную достопримечательность, скалу-Кольцо с характерным сквозным отверстием.


Скалистый хребет мы преодолели через перевал Гумбаши высотой 2300 метров.


На специально оборудованной смотровой площадке мы сделали общую фотографию нашей команды

Спустившись с перевала мы оказались в уже знакомом мне городе Карачаевске, где пополнили запасы топлива. Мы продолжили путь по асфальтированной дороге вплоть до станицы Кардоникская и села Маруха. Дальше снова начались не обустроенная горная дорога. По сведениям организаторов, из Марухи на хребет вело три дороги: одна с коварным и крутым глинистым подъёмом, вторая чуть проще, но с большими камнями и долгий неинтересный обустроенный серпантин. Мы поехали по самому трудному варианту. Он не вызвал у нас особых затруднений, однако при продолжительных дождях там могло быть опасно. Мы ехали по горной грунтовке, когда внезапно оказались в будущем

Мы приехали к телескопу БТА! Вид был совершенно космический, казалось вот-вот приземлится флаер.

 



К телескопу мы приехали не просто так, научные сотрудники проводят экскурсию


Мы узнали что название телескопа БТА расшифровывается как “Большой Телескоп Альт-Азимтульный”. Диаметр зеркала телескопа составляет 6 метров. Нам подробно рассказали про этапы строительства телескопа. Спешу разочаровать, посмотреть в телескоп нельзя. В него вообще никто не смотрит, вместо окуляра находятся светочувствительные матрицы и другие научные приборы.



На этом достопримечательности закончились и нам предстоял путь в Архыз. Так я узнал, что Архыз это не только минеральная вода. На первый взгляд Архыз был похож на огромный рынок с сувенирными ларьками и мелкими кафе. Почему их здесь так много? Посёлок небольшой, крупных достопримечательностей нет. Ответ нашелся быстро. Когда мы поехали дальше, мы несколько километров ехали через сплошное пространство палаток. Если в Джилы Су был палаточный городок, то тут был настоящий палаточный мегаполис! Мы ехали и ехали, а ряды палаток не заканчивались. Стало понятно на кого рассчитан рынок в самом посёлке.
Дорога шла вверх по течению реки Софии. Местам в буквальном смысле слова нам приходилось ехать по руслу реки. Самым трудным было разъезжаться со встречным транспортом, а его тут было много. Не пешком же туристы из “спальных районов” палаточного мегаполиса добираются до “центра”. Однако мы всё-таки проехали это сосредоточие и разбили лагерь прямо у знаменитых софийских водопадов. Уже смеркалось.
От телескопа мы спустились по обычной асфальтированной дороге к парку-музею где расположены храмы 10 века. Вообще на территории этого парка было большое селение, поэтому сохранилось много древних построек.


Коварная Адыгея

Утро 11-го августа принесло солнечную погоду. Мы не переставали удивляться, в каком красивом месте мы оказались. Неудивительно что тут так много других туристов. Но есть ещё одно объяснение популярности Архыза. Тут компактно сосредоточено большое количество простых, не категорийных, горных маршрутов. Вот и едут сюда люди.






Согласно плану организаторов, день должен был быть богатым на достопримечательности. А начали мы с радиотелескопа РАТАН-600 вблизи станицы Зеленчукская.


Научный сотрудник провёл подробную и увлекательную экскурсию по радиотелескопу.





Впереди у нас был долгий и утомительный перегон по трассе. После горных грунтовок предыдущих дней, оказаться на оживлённой трассе было непривычно. Мы с папой слушали региональное радио, особенно нас развеселила станция Казак-ФМ. Мы миновали города Лабинск и Майкоп, пообедали осетинскими пирогами на опустевшем к тому времени местном рынке и пересекли границу Адыгеи.
На этом поездка по малолюдным местам в сущности закончилась, начались культурные достопримечательности с автобусами, сувенирами и ленивыми туристами. Первой достопримечательностью стала Хаджохская Теснина. Узкий, местами несколько метров, но глубокий каньон реки Белая.

 


Достопримечательность платная, осмотр стоил 200 рублей с человека. Вообще, дело Остапа Бендера живёт и процветает в Адыгее. Мы продолжили путь к другой популярной достопримечательности, водопадам реки Руфабго. Тут у нас была возможность зайти с “чёрного хода” и не платить 300 рублей за вход. По сведениям организаторов, с тыльной стороны к водопадам подходит лесовозная дорожка. Но нас сразу предупредили что дорога сложная, изобилует глубокими колеями. Так и оказалось.

Попытка проехать не удалась. Конечно, при наличии запаса времени можно было попытаться проехать. Но мы решили что оно того не стоит и лучше как все заплатить 300 рублей за вход в ущелье водопадов.





На этом культурная программа была закончена и нам только оставалось доехать до места стоянки вблизи посёлка Мезмай. Но этим планам не суждено было сбыться. Адыгея приготовила нам сюрприз.




То-ли организаторы не проверили трек, то-ли мы свернули на ещё более короткую дорогу, но когда до точки лагеря оставалось около 10 км внезапно началось бездорожье. Мы преодолели одну промоину, потом ещё одну. Каждый раз было желание вернуться, но была надежда что очередное препятствие последнее. Стемнело. В кромешной тьме мы прорывались от одной промоины к другой. То и дело приходилось использовать лебёдку. Медленно, но верно мы прорывались к посёлку Темнолесская. Название как бы о многом говорило. Но тут случилось буквально чудо. Сергей поймал на свою длинную антенну радиовызов. Что же оказалось?
Несколько участников экспедиции, в частности, крымские друзья Сергея и Людмилы, ночуют не в лагере, а на даче одной из участниц экспедиции прямо в этой самой Темнолесской! И как им только пришла в голову идея вызвать Сергея?! На этом долгий и насыщенный день завершился. Начался дружеский вечер. Мы не поехали к месту стоянки в Мезмай, а переночевали на даче. Впрочем, по разным причинам до этого лагеря не доехал никто из участников экспедиции кроме организаторов.

К далёкому морю

Раз уж накануне мы не успели посетить Азишскую пещеру и плато Лаго-Наки, мы решили осмотреть водопад вблизи Темонолесской. В отличие от прочих достопримечательностей он был совершенно бесплатен.


Вначале мы пришли в верхнему бьефу водопада


Затем, хотя и не сразу, мы нашли путь к нижнему бьефу.
 

 

Затем был очень пыльный путь к Мезмаю, до которого мы не доехали накануне. От Мезмая до Темнолессной строят новую дорогу. В конце концов мы выехали на трассу и продолжили путь. На этот день организаторы предусмотрели для нас всего одну достопримечательность, но зато какую! Мы приехали к узкоколейной железной дороге в Гуамском ущелье.
 

 


В обычные дни пеший проход в ущелье закрыт потому что специальный поезд возит туристов. Но мы были в понедельник, когда железная дорога закрыта на обслуживание. Зато можно пройти пешком. Вообще история этой железной дороги невесёлая. Её всего за три года построили заключённые в 30-е годы ХХ века для вывоза леса. Это сейчас дорогу приспособили для перевозки туристов.

Примерно посередине пути расположена импровизированная станция, у которой есть кафе. Там мы и пообедали.




 

 

На этом мы попрощались с Адыгеей. Впереди у нас был очень длинный и противный перегон до Анапы. Мы проехали Краснодар (где я пропустил поворот), печально известный Крымск, миновали Новороссийск и Геленджик. Радио Казак-ФМ уже изрядно надоело. Глубокой ночью мы проехали Анапу, доехали до станицы Благовещенская, где свернули на песчаную косу. Тут была завершая точка экспедиции. Честно говоря, я считаю что день на море не стоил такого большого и утомительного перегона.
Зато утро было великолепным!

Пляж был практически пустым.

Это неудивительно, по рыхлому песку могут проехать только внедорожники.

Пляж великолепный! Море не мелкое. Я вдоволь накупался. Удивительно, но к берегу приплыли дельфины. Вначале я подумал что у кого-то надувная игрушка с плавником. Каково же было моё удивление, когда я понял что это три дельфина.

На этом экспедиция Приэльбрусье 2014 клуба Средний Дон закончилась. Организаторы провели последний брифинг, поздравили нас с успешным окончанием и вручили импровизированные дипломы. Я очень доволен проведённым отпуском. Немного жаль что несколько дней стояла пасмурная погода, но это вне власти человека. Немного избыточными были последние 2 дня. К концу экспедиции накопилась и усталость, и красоты малость насытили. А платные достопримечательности Адыгеи и даже ласковое море на мой взгляд не стоили огромных перегонов. Всё-таки самое главное и интересное в таких экспедициях это сама езда по пустынным местам и не оборудованным дорогам. Жаль что никакой текст, никакие фото не передают этих ощущений. Даже если не посещать никаких “достопримечательностей”, лучше достопримечательностью будет окружающая природа, шум ветра, журчание ручья. Ниже я прилагаю три видеоролика, снятых во время движения. Надеюсь они хотя бы немного помогут оценить прелесть внедорожных экспедиций.

Все мои фотографии из экспедиции Приэльбрусье 2014 можно посмотреть в альбоме
https://picasaweb.google.com/117942707949790685906/201402?authuser=0&feat=directlink