Пятница, 4 июля 2008 года, 7 часов утра. Звонит будильник, пора вставать. В 8 часов надо уже быть у мастера, устанавливать экспедиционный багажник. Суета, времени на завтрак не хватает, зато я вовремя жду у мастерской Володи. Он уже не один год воплощает идей воронежских джиперов – силовые бампера, кенгурины, каркасы безопасности, багажники… Дрель, ключи, краска, звонки с работы и вот уже закручена последняя гайка, подключена электрика и еще на невысохший после последней покраски багажник начинаю складывать шмурдяк. Вещей столько, что кажется, будет мало и грузовика. Но каким-то чудом все помещается, и причем не в грузовик, а всего лишь в Ниву. Пусть и удлиненную, Фору, которая на 30 см. больше стандартной, но все же Ниву. День пролетает незаметно, дело уже ближе к вечеру, суеты все больше и больше. Хочется уже все бросить быстрее отправиться в путь.
Свершилось, 19:57, наконец-то мы в пути. Наш семейный экипаж, я, супруга Наталья и дочь Валерия едем в Краснодар что бы принять участие в очередной трофи экспедиции под названием «Северный Кавказ 2008». Спешить некуда, старт только в воскресение… В Ростовской области перед самым рассветом останавливаюсь на часок передохнуть. Телефонный звонок перебивает и без того неустойчивый сон. Это наши друзья, Николай Струков с сыном Максимом, Дмитрий Колесников и мой крестник Никита. Они уже километрах в трехстах впереди на своей Тойоте LC78 двигаются в том же направлении и хотят узнать как у нас дела. Делать нечего, еду дальше. Ближе к Ростову уже совсем рассвело. Дорожные работы и знаки «40» уже изрядно надоели. Хочется быстрее добраться до места встречи, которое краснодарцы из внедорожного клуба «Скиф 4Х4» определили в одном из городских парков на берегу реки Кубань. 10:00, мы добрались до Краснодара. Еще с полчаса и мы на месте…
Оказалось, что мы приехали одни из первых. 836 километров, пройденных по М-4, позади. Пора бы и отдохнуть… Но настроение уже другое. Позади рабочие будни, мы далеко от дома и начинается большое приключение, которое совсем не хочется проспать. Встречи, знакомства, подъезжают все новые участники и организаторы экспедиции… Мы же разбиваем лагерь и ставим палатки прямо в парке. Жара, идем купаться!
Незаметно подобрался вечер. Участники все прибывают, но сил уже нет и мы ложимся спать.
За день пребывания в Краснодаре мы познакомились с Ромой, Юлей, их дочерью Аленой на Ниве из Подмосковья и встретились с москвичами Сашей и Татьяной на Suzuki Jimny, которые уже были в гостях, в Воронеже, участвовали во внедорожной экспедиции «Средний Дон». Так определилась наша команда. Дальше мы едем все время вместе, две Нивы, Suzuki и «землепроходец» TLC-78.
6 июля, день старта экспедиции. Погодка с утра выдалась солнечной и доброй. Мы неспешно собрались и тронулись к месту сбора участников. Прибыли мы далеко не первыми. Уже несколько десятков машин были на месте и все время прибывали новые экипажи. Встречи со старыми знакомыми, закачка треков и точек в GPS навигаторы, предстартовая суматоха… вот все это уже позади и мы в пути. Немного по путляв по Краснодару мы выехали из города и направились в сторону гор. В станице Холмской мы остановились что бы закупить недостающей провизии. Дмитрий на Тойоте начал парковаться и… вот она первая поломка. Торчащей из бордюрного камня арматурой разорвано колесо. Колесо поменяли и отправились в ближайший шиномонтаж, что бы хоть кое-как восстановить проколотое. Вот они первые переживания. Почти все участники уже уехали вперед. Продолжаем возиться с колесом и в это же время обнаруживается, что на той же Тойоте отсутствует крышка бензобака. Вспоминаем, что забыли ее на предыдущей заправке по пути от Краснодара. Саша на Джимни первым вызвался помочь и отправился на заправку в поисках потерянной крышки, а это 30 с лишним километров в один конец… Колесо уже сделано, созваниваемся с Сашей и принимаем решение медленно двигаться дальше в путь. За поселком Ахтырский сворачиваем с основной трассы и останавливаемся ждать Сашу и Татьяну с найденной ими на заправке крышкой. А в это время со всех сторон набегают тучи, и погода становится уже далеко не такой дружелюбной. Дождавшись Джимни мы двигаемся дальше в путь. Уже идет дождь. Вот они уже и горы. Асфальтная дорога сменяется грейдерной. Впереди стоят машины, мы останавливаемся. Оказывается, что не обошлось без неприятностей. В стоящую на обочине машину московских участников, на полном ходу въехала местная Нива. Хорошо хоть ни кто серьезно не пострадал. Особенной помощи в этой ситуации мы предложить не можем, по этому двигаемся дальше. Проезжаем станицу Эриванскую и вот уже грейдер сменяется раскисшей глиняной колеей. Тут же выясняется, что не работает передний мост на Тойоте Дмитрия. Причина известна, не работают электрические хабы. Отремонтировать-то их перед экспедицией отремонтировали, а проверить было некогда. Дмитрий снимает крышки хабов и включает их вручную. Но машина по прежнему едет с трудом, виной тому старая шоссейная резина. Легендарный внедорожник без подобающей обувки оказывается бессильным. Мы с трудом добираемся до лагеря.
Горы встретили нас мрачной и дождливой погодой, совсем не той, которой бы хотелось, но отступать некуда… Ставим стол, стулья, натягиваем тент, разбираем палатки, усаживаемся… Ужин, бутылочка пива и вот все уже не так плохо! Отдыхаем, общаемся, обсуждаем грядущую завтра дорогу. В разговоре с организаторами выясняется, что они не хотят выпускать Тойоту Дмитрия даже на трассу заготовленную для стандартных внедорожников. Виной тому неподходящая резина. Но желание двигаться дальше взяло свое, экипаж Тойоты решает менять резину! Ребята отправились в Краснодар. Спасибо организаторам, они дали телефон хозяина магазина торгующего внедорожной резиной… Сырая погода не дает вдоволь насладиться природой, темнеет и мы ложимся спать.
Утро, 7 июля, дождь кончился. Слышится знакомое ворчание дизеля. Так и есть, едут «наши». Да еще на какой резине, Simex Extreme Trekker. Подошли организаторы: «Ну вот, еще одним джипом стало больше!»
Для стандартных и подготовленных машин организаторы предложили разные трассы. Закачиваем трек, едем в стандарте. Наша цель – Кабардинский перевал. Выглянуло солнышко, мы дружной колонной двигаемся в путь. Едем неспешно, часто останавливаемся. Легкое бездорожье, светит солнышко, заезжаем сначала посмотреть один дольмен, потом другой. Время уже первый час, очередная остановка. Я иду посмотреть, что же там впереди. А впереди глинянная колея стала еще глубже, а консистенция ее напоминает густую сметану. Первая машина не решается штурмовать эту преграду и находит объезд. Потихоньку начинаем двигаться за ней. Для некоторых это оказывается не таким уж простым решением. Так московская Toyota LC80 ни в какую не захотела выезжать из колеи на объезд. Маленькая и легкая краснодарская Нива, с «Танкистом» за рулем, сквозь лесную поросль пробирается вперед Тоёты, разворачивается, упирается в дерево и разматывает трос. Лебедка T-max EW 6500 страшно хрустит стальным тросом, но вытаскивает застрявшую машину. Следующая же лужа опять становится непреодолимой для Тоёты, задняя ось повисает на спрятавшемся в жиже бревне. Впереди стоящая «Буханка» сдает назад, цепляет трос, тянет… Но ее медленно сносит с дороги и она оказывается между двух деревьев. И тут экипаж «Буханки» находит решение, как вытащить Тоёту. Все взялись за толстый трос, переброшенный через ствол дерева и дружно потянули. Машина пошла! Едем дальше…
А дальше становится все интересней и интересней. Дорога, неоднократно прочищенная грейдером, представляет собой канал полутора метровой глубины. Лужи с глиняной жижей все глубже. Не тороплюсь, еду потихоньку, но волна поднимается уже выше капота. Замечаю, что телефон, лежащий между сидений уже начал плавать в просочившейся через ручник массе. Еще чуть чуть… выехал! Следующая лужа. Впереди уверенно идет московская Нива Ромы и Юли. Стараюсь придерживаться их траектории. Проезжаю следующую лужу. Довольный останавливаюсь, иду похвалить Рому и вижу, что вся эта уверенность заключалась в тросе, прицепленном за впереди идущую Тоёту на резине Simex! А я то думал…
Дальше опять колея, лужи, броды через горные речушки и только в пятом часу мы поднимаемся на Кабардинский перевал. Впереди море и солнце! Отдыхаем, фотографируемся и дальша в путь.
От Кабардинки до поселка Возрождение добираемся по асфальту. Перед рекой Жене сворачиваем обратно в горы. Наша следующая цель – место съемок фильма «Грозовые ворота», которое находится на одной из вершин, еще не высокого, но все же Главного Кавказского хребта.
В половине восьмого вечера мы оказываемся на месте. В планах организаторов ночевка была намечена в поселке Новосадовый. Но времени уже много, а дорога обещает быть не легкой, решили переночевать на хребте. Разбиваем лагерь, ставим палатки, готовим ужин. У многих, после грязевых ванн пропала зарядка, приходится заниматься ремонтом. День оказался не легким, ужинаем, темнеет и ложимся спать.
8 июля, третий день экспедиции. Погода окончательно наладилась. Треков нет, штабная машина уехала вместе с «подготовленными». Желания же участников в нашей группе разделились. Одна часть хочет ехать дальше, другая продолжает ремонт, а позже ехать к морю. Мы выбрали первый вариант. Собираемся, садимся в машины и возвращаемся обратно в поселок Возрождение. По трассе добираемся до поселка Пшада, дальше едем вверх по каменистой долине одноименной реки.
Солнце, чистая вода горной реки, мы то и дело переезжаем петляющее русло. Время три часа останавливаемся перекусить. Река здесь глубокая, вдоволь купаемся, ныряем и едем дальше. Широкая долина превратилась в узкое ущелье, заросшее густым лесом. Проезжаем старый могучий дуб, подъем все круче и круче. Вдруг у московского Suzuki Jimni раздается неприятный хруст из ступицы переднего колеса. Вперед – назад, так и есть, переднего привода больше нет. Впереди идущая машина цепляет его на трос и вытаскивает на гору. К шести часам мы поднимаемся на хребет Ларин, дальше спуск. Дорога вниз получилась не такой простой, как подъем. Северный склон оказался сырым. Колея, грязь и опять дружно выталкиваем засевшие машины. В половине девятого подъезжаем к станице Крепостной, а впереди еще значительная часть пути до места ночевки. Стемнело, очередная преграда – большая промоина и хлипкий мостик через нее из связанных стволов деревьев. Начинаем переправляться. Краснодарский УАЗ не доехав до моста съезжает с дороги и правая сторона повисает над обрывом. Стоящая сзади машина вытаскивает его обратно на дорогу. Медленно, по одной все экипажи переезжают на другую сторону. Ближе к полночи выезжаем на трассу М4 недалеко от села Хребтового. Заправляемся, еще немного и мы на месте ночевки, на турбазе «Царицына поляна»!
9 июля, среда. В календаре экспедиции официальный день отдыха. Спешить некуда, все занимаются своими делами: ремонтом, отдыхом, рыбалкой. Помыли машины и отмылись сами. А наши воронежские друзья на TLC-78, отправились на море. Саша разобрал передний мост своего Suzuki Jimni. Оказалось, рассыпалась обойма шруса. Пришлось спешно искать новую полуось. Но найти ее удалось только в Москве. А это почти 1600 километров. Выхода нет, придется пока ехать дальше с одном задним приводом.
Вечереет, все собираемся на очередной брифинг. Организаторы рассказывают планы на следующий день. А позже идем смотреть приготовленные краснодарцами фильмы и фотографии своего клуба.
Утро 10 июля выдалось пасмурным. Как сказали организаторы, сложными будут только первые 14 километров, дальше асфальт. 10 часов, трогаемся в путь. Ну что же, первые несколько километров едем довольно уверенно. Глиняная колея, местами небольшие лужи. При правильном выборе траектории Нивы и даже заднеприводный Jimni идут хорошо. Воронежская же Toyota едет особенно, не разбирая дороги, но в очередной луже не помогает и Simex, машина садится на мосты. Приходится просить помощи, которой долго ждать не пришлось. Едем дальше, мимо проезжают воронежские квадрики, догоняют и просят дороги те, у которых больше колеса и мощнее двигатели. Нам же приходится сторониться и при этом глубже залезать в грязь. И вот уже основная колонна вся проехала. Колея после десятков машин с колесами 35-го размера становится не проезжаемой. Вылезаю из машины, нога по колено утопает в глине. Что бы не потерять обувь, помогаю руками. В это время другая нога погружается еще глубже. Так медленно добираюсь до лебедки, разматываю, цепляю за дерево и иду обратно. Еще немного усилий и вот, опять можно ехать. В ближайшем броде пытаемся хоть немного отмыться, но времени на это не хватает, надо догонять остальных. Дорога петляет вдоль реки Псекупс и железной дороги ведущей от Краснодара к Туапсе. Колея и броды не дают разогнаться. Только к пяти часам вечера, со средней скоростью 3 км/ч мы добираемся до поселка Садовое и нормальной дороги. Начался дождь. В поселке Шаумян заправляемся, покупаем продукты и едем дальше. К месту ночевки в урочище Котловина добираемся только к половине девятого. Мы остаемся в лагере, а Саша с Татьяной на Jimni отправляются в Краснодар встречать полуось.
11 июля для Ромы и его Нивы началось с ремонта. Сказались последствия тяжелой дороги, оторвалась от кузова реактивная тяга. Хорошо, что в краснодарской техничке оказался сварочный аппарат, тягу приварили на место. Саша с Татьяной вернулись из Краснодара с полуосью только утром. Стартовать вовремя со всеми не получилось, решили, едем в объезд. Тем более, что грязи за эти четыре дня в пути хватило всем из нашей небольшой команды. Захотелось спокойно проехать и видеть вокруг не только лес и колею дороги, а постараться успеть увидеть и красоты гор, посмотреть на жизнь местных селений и сфотографироваться на фоне всего этого. В полдень мы выехали обратно в сторону поселка Шаумян. Не спеша едем через перевал, проезжаем Хадыженск, Нефтегорск и Черниговское. Дальше по грейдеру поднимаемся к подножью горы Фишт и ручью Водопадисиый. С каждым метром мы поднимаемся все выше и выше. Вокруг начинают виднеться вершины гор, на которых еще лежит снег. То и дело по дороге встречаются лесовозы, в кузове которых лежит всего несколько стволов деревьев. Это потому, что диаметр их больше метра! Сразу приходит мысль: «И так изо дня в день, в горах хищнически вырубаются сотни кубометров древисины. И это не простые деревья, а ценные породы – бук, граб и дуб…»
В месте ночевки, проехав 170 километров и поднявшись на высоту больше 1500 метров, оказываемся только в восемь часов вечера. Ставим машины и отправляемся к главной достопримечательности этого места – водопаду высотой в 158 метров! Растительность вокруг поражает своим разнообразием и необычными формами. Это вековые ели и знакомые нам только по цветочным магазинам лилии, высокие заросли девясила и борщевика. Дорога вверх нелегкая, но интересная. Чуть больше получаса пути и мы на месте. Темнеет, холодно, но самые отважные все равно полезли купаться в ледяном водопаде. Еще немного фотографий и спускаемся вниз.
12 июля. В нашей команде опять ремонт. Саша меняет полуось, а в двигателе Роминой Нивы оказалась вода, пришлось менять масло. Уже ближе к полудню, мы наконец выезжаем. Путь лежит по той же дороге, по которой мы поднимались вчера. Немного проехав, останавливаемся. Отстал Рома, оказывается замена масла не помогла. Вода в двигатель попала не снаружи, причина в поломке. Дальше ему ехать своим ходом нельзя. Цепляем его за Тоёту и не спеша движемся дальше. Перед поселком Армянский трек с грейдера поворачивает на грунтовую дорогу в сторону Гуамки. Немного проезжаем по ней и встречаем костромской экипаж на Nissan Patrol. С его слов узнаем, что впереди жуткая колея, машины все стоят, а он сжег лебедку и решил ехать в объезд. Нас такая перспектива не порадовала. Разворачиваемся и едем вместе с ним до конечной точки –турбазы «Ореховая роща» в поселке Гуамка.
Так одними из первых мы попадаем к месту финиша. Занимаем место на поляне внутри турбазы. Ставим палатки. Постепенно прибывают и другие участники.
Вечером собираемся за общим столом, смотрим фотографии и обсуждаем прошедшее мероприятие.
Утро 13 июля. Торжественное закрытие трофи-экспедиции. Организаторы вручают памятные грамоты и участники постепенно разъезжаются. Мы же остаемся помогать Роме и Юле. Весь день для них проходит в ремонте. К вечеру становится ясно, что своими силами отремонтировать машину не получится. Приходится просить о помощи организаторов, которые к тому времени уже разъехались. Одной из их машин пришлось вернуться и буксировать сломавшуюся Ниву в Краснодар к месту ремонта.
Вот так всегда, все хорошее когда-нибудь кончается. Позади сотни километров интересного пути и дни общения с приятными людьми. Все разъехались. Кто-то поспешил домой, а кто-то продолжил свое путешествие и отправился дальше, к морю…