Последнее «Куликово поле» состоялось в ноябре 2014 года, повторение пока не планируется.

Куликово поле. Доспехи воиновВопрос: Какова цель экспедиции?
Ответ: Если кратко — отдохнуть. Вы побываете в очень красивых местах — на просторах Среднерусской равнины, в верхнем течении Дона, осмотрите ряд достопримечательностей — как природного происхождения, так и искусственного (архитектура, карьеры, пещеры, музеи). Ночью можно посидеть у костра, посмотреть на звёздное небо и подумать о вечности. Попутно вы узнаете практически всё о Куликовской битве: почему, когда и где она происходила, кто в ней участвовал, причём познакомитесь со всеми существующими точками зрения, а не только с официальной. Вы увидите, откуда, по каким дорогам войска подошли к месту сражения, где переправлялись через реки, где Мамай дожидался подмоги из Литовского княжества, где располагались ставки военачальников, где проходила битва, узнаете, какими мифами было опутано это событие и как с веками менялось представление о нём.

Вопрос: А как всё это выглядит?
Ответ: Как «Средний Дон«. Все экипажи участников делятся на команды по 2-4 машины. Команда — единый и неделимый организм: один остановился- все ждут, бросать друзей нельзя. Утром вы получаете легенду на день и загружаете в навигатор трек. Двигаетесь по маршруту самостоятельно командами, попутно осматривая достопримечательности. Их описание есть в «Энциклопедии», которую вы получите на старте. Вечером все собираются вместе — либо в гостинице, либо на поляне у реки. Организаторы проводят брифинг и рассказывают о планах на завтра. Готовим пищу на газовых горелках (в гостинице тоже можно это делать, если не афишировать), кто может себе позволить — те питаются в кафе и ресторанах.

Вопрос: На каких машинах можно принимать участие в экспедиции? Имеет ли смысл регистрироваться на паркетнике? Или маршрут проходим только на полноценном 4×4?
Ответ: Категорически не рекомендуем принимать участие на паркетнике. Но решение принимаете вы самостоятельно и несёте за него ответственность. Теоретически Маршрут категории «Лайт» проходим на паркетнике, практически — всё зависит от вашего опыта и аккуратности.

Вопрос: Можно ли брать с собой детей и домашних животных?
Ответ: Вполне. Дети от трех лет ездят с нами регулярно. С малых лет у ребят прививается тяга к прекрасному, они учатся наслаждаться красотой и величием природы, с удовольствием впитывают в себя историю родной земли, узнают, как жили и за что сражались их деды и прадеды. Давайте вместе постараемся, чтобы современную молодежь зацепило за душу то, что доставляло радость поколениям их предков.

Вопрос: Что нужно для участия?
Ответ: Во-первых, желание отдохнуть. Во-вторых, полноприводный автомобиль, желательно честный внедорожник: на раме, мостах, с понижающим рядом в раздаточной коробке. В-третьих, деньги: на топливо (800 километров по грунтовым дорогам), на еду, на экскурсии (всего около 500 рублей на человека), на заявочный взнос взнос, на непредвиденные расходы. В-четвертых, снаряжение: навигационное устройство GPS (подходящие приличные модели стоят около 4000 рублей), рацию диапазона 433 МГц (500-2500 рублей), рацию диапазона CB 27 МГц (2500-5000 рублей), палатку, спальный мешок, одежду, костровые принадлежности, походные столы и стулья, посуду, газовую или бензиновую горелку для приготовления пищи, лопату, трос. Желательно иметь бензопилу. Более развернутый ответ дан в регламенте.

Вопрос: Будет ли разделение участников на классы в зависимости от типов автомобилей и интересов?
Ответ: В 2014 году участникам будет предложено два трека — «Лайт» и «Стандарт». Первый маршрут обходит стороной ряд интереснейших бродов и грунтовок, проложен преимущественно по дорогам общего пользования и теоретически проходим на паркетнике. Второй — для полноценных внедорожников (по сложности — на уровне ТР0 — ТР1).

Вопрос: Мы едем по маршруту все вместе одной большой колонной или по отдельности?
Ответ: До старта экипажи объединяются в команды. Команда может состоять и из двух автомобилей, максимум — четыре. Выбирается Командир — самый опытный и авторитетный участник, который ведёт группу, помогает новичкам, следит за тем, чтобы никто не отстал, осуществляет оперативное руководство, поддерживает связь с организаторами, при необходимости оказывает техподдержку. Команда — единый и неделимый организм, участники не бросают друг друга ни при каких обстоятельствах: один отстал или сломался — все останавливаются и ждут. Это как связка альпинистов. Поэтому подходите к выбору команды ответственно, объединяйтесь с теми, в ком вы уверены, на кого гарантированно можно положиться, кто не бросит в трудную минуту.

Вопрос: Но я никого не знаю! С кем же создавать команду?
Ответ: Так знакомьтесь 🙂 Во-первых, на форуме есть специальный раздел, предназначенный для объединения участников. Во-вторых, регулярно мы проводим выезды и мини-экспедиции выходного дня, на которых можно увидеть участников клуба «Средний Дон» в деле. В-третьих, различные внедорожные клубы (например, «Бездорожье.36» и «Воронежский Трофи Клуб«) регулярно устраивают внедорожные соревнования, открывающие простор для знакомств среди участников и многочисленных зрителей. Вы можете просто приехать посмотреть на спортсменов или заявиться в лёгком классе, чтобы попробовать свои силы. Внедорожные трофи-рейды и триалы весьма зрелищны. Вышеприведенные ссылки актуальны для Воронежа, но в любом крупном городе обязательно есть свои оффроад-клубы и соревнования.

Вопрос: Какой будет заявочный взнос?
Ответ: Точные сведения — на отдельной странице. Эти деньги расходуются на: разведку маршрута, подготовку треков, печать путевых книг, изготовление головных уборов с символикой экспедиции (на экипаж бесплатно выдается по одной му комплекту, но можно заказать больше), оплату труда помощников организаторов, бензин для генератора и многие другие важные статьи. Стартовый взнос берётся с машины (экипажа), а не участника. Всю дополнительную информацию по данному вопросу вы можете получить у организаторов.

Вопрос: У меня тяжёлая финансовая ситуация, можно ли как-то уменьшить взнос?
Ответ: Можно, если вы окажете помощь в подготовке или проведении экспедиции. Пожалуйста, свяжитесь с организаторами.

Вопрос: Ещё раз — что мы получим на старте?
Ответ:
1. Номера участников и наклейки спонсоров (если такие будут).
2. Энциклопедию Верхнего Дона — бумажный путеводитель по маршруту. В ней собрана информация обо всех достопримечательностях, населенных пунктах и местах, которые мы посетим.
3. Карты, путевые точки и треки — файлы, загружаемые в GPS-навигатор. Благодаря им, вы сможете пройти маршрут самостоятельно. Навигатор должен быть в каждой машине. Надо уметь им пользоваться. Желательно иметь установленное программное обеспечение OziCE (Ozi для Android).
4. Легенду маршрута на каждый день.
5. Головной убор с логотипом клуба. На каждый экипаж выдается один комплект. При необходимости вы можете заказать их дополнительно (делать это надо заранее).

Богородицкий парк
Вопрос
: Сколько денег придётся потратить на мероприятие?
Ответ: Всё очень индивидуально. Давайте посчитаем примерно. Предположим, что у нас экипаж из Москвы в составе трёх человек на автомобиле Nissan Patrol (расход ДТ по трассе — 12 л, по бездорожью — 15 л),выбрали маршрут «Стандарт». Топливо по 32 рубля.

  • Заявочный взнос — 4000 рублей.
  • Дорога от дома до места старта — города Ельца — 140 км от Воронежа, 350 км от Москвы (1300 рублей).
  • Топливо на маршруте (800 км, из них две трети асфальт или укатанный грейдер) (3400 рублей).
  • Питание — без алкоголя сложно потратить больше 150-200 рублей в день на человека (3 человека * 4 дня * 150 рублей = 1800 рублей).
  • Экскурсии — закладываем на всё по 500 рублей с человека (реально получится меньше)
  • Прочие расходы — топливо для бензопилы, для газовой горелки, батарейки в фонарики и т. д. — пусть 1000 рублей
  • Дорога от места финиша (город Новомосковск) до дома — 350 км до Воронежа, 150 км до Москвы (600 рублей).

Итого для семьи из трёх человек: 13600 рублей (4500 рублей с человека на 4 дня)

Вопрос: Что такое путевая точка?
Ответ: Путевая точка — это точка на местности, где расположен объект, представляющий некоторый интерес для участника. Они бывают разных типов: достопримечательности — пещеры, памятники, монастыри, необычные природные объекты, музеи и т. п.; источники и родники; точки с загадками квеста; смотровые площадки — места, с которых открываются красивые виды; пляжи и места для купания; транзитные точки — мосты, броды, узкие места, обозначения крутых поворотов, места, где легко заблудиться; места ночёвок; спецучастки. Путевые точки классифицируются по туристическому интересу и внедорожной сложности — эти характеристики будут указаны в их названиях. Каждая команда решает самостоятельно, какие путевые точки ей посещать.

Вопрос: будут ли треки под Garmin?
Ответ: Организаторы записывают треки в такие популярные модели, как 276C, 60CX, Etrex Legend. В то же время с некоторыми Garmin`ами возникают сложности. Если ваш аппарат поддерживает формат GPX (почти все Nuvi) — проблем не будет.

Первые заморозки
Вопрос:
Мы будем просто ехать по маршруту или планируются дополнительные мероприятия?
Ответ: Вероятно на маршруте будет предложено соревнование — квест, цель которого — собрать информацию, требующуюся для разгадки местоположения секретного объекта. Тема — Куликовская битва. Победителей ждут призы и сувениры от спонсоров.

Вопрос: А где мы будем останавливаться на ночевки?
Ответ: На пляжах на берегах рек и озёр. Поляны очень большие. Места выбираются с расчетом, чтобы никто никому не мешал. Можно поставить палатки как в центре лагеря, так и изолированно.

На Красивой Мече
Вопрос:
А на бивуаках что-нибудь интересное планируется?
Ответ: Нет. Как правило, по вечерам мы собираемся вокруг общего костра, играем или поём (так что берите гитару), общаемся. Всё вышеперечисленное — только для желающих: каждый выбирает тот вид отдыха, который ему по душе. Большинство участников даже на бивуаках общаются преимущественно с членами своей команды. После 23 часов шум в лагере недопустим.

Вопрос: Быт и питание участников — совместное или индивидуальное?
Ответ: Это каждый решает сам. По опыту — либо индивидуальное, либо командное. Организаторы не обеспечивают участников питанием.

Вопрос: Как зимой моют посуду?
Ответ: Пользуются одноразовой 🙂 Многие возят с собой 20-литровую канистру с краном, даже если вода в ней ночью замёрзнет, ёмкость останется целой.

Течёт ручей, бежит ручей
Вопрос:
Какой будет распорядок дня?
Ответ: Каждая команда решает самостоятельно, как распланировать день.

Примерный общий распорядок:
7:00 – Подъем.
8:00-11:00 – Старт.
с 11:00 до 17:00 – Движение по маршруту, посещение достопримечательностей, купание и обед. На некоторые экскурсии будем собираться все вместе в заранее оговоренное время.
с 17:00 до 21:00 – Встреча в очередном лагере.
21:00 – Брифинг.
с 21:00 до 23:00 – Общий костер, общение и т.д.
23:00 – Сон.

Вопрос: А будет время для рыбалки?
Ответ: Несмотря на то, что большую часть времени мы будем находиться на берегах водоёмов, ловить рыбу будет некогда, ведь световой день в ноябре очень короткий.

Браконьер
Вопрос:
Я не устану?
Ответ: Если только от чрезмерно длительного сидения. Маршрут выбирается таким образом, чтобы сидеть приходилось как можно меньше. Интересные места и достопримечательности — практически на каждом шагу.

Вопрос: А я не замёрзну?
Ответ: Нет. Если правильно подготовитесь. В это время года средняя температура держится выше нуля, но ночью возможны заморозки. Большинство участников спокойно ночуют в палатках без дополнительного обогрева. На улице вы будете находиться недолго и в тёплой одежде. Если ударят морозы (что крайне маловероятно) — не беда: Тем, кто спит в машине, поможет заведённый двигатель. Тем, кто в палатке — инфракрасный газовый обогреватель. О них можно почитать в этой теме: http://podonu.ru/forum/index.php?topic=3906 Инфракрасный обогреватель обойдется вам в пределах 4000 рублей, на отопление вы будете тратить не больше полулитра газа в час (литр газа стоит 14 рублей).

Синий иней
Вопрос:
Какие требования к автомобилю?
Ответ: Тормоза должны работать идеально, запасные тормозные колодки берёте с собой. Резина — по погоде: либо грязевая, либо зимняя. Желательно, чтобы одна машина в команде имела лебёдку. Наличие динамических тросов в каждом экипаже обязательно. Рекомендуем положить в багажник цепи противоскольжения.

Вопрос: А что если наша машина сломается?
Ответ: Вам поможет ваша команда — вытащит из грязи, отбуксирует на СТО. Главное — иметь с собой те запчасти, которые с высокой вероятностью могут выйти из строя. А лучше — заранее подготовить автомобиль к экспедиции, чтобы исключить возможность возникновения неприятных сюрпризов на маршруте.

Но всё так же ночью снится мне деревня
Вопрос
: Как обстоят дела с бензином по маршруту следования? Сколько взять дополнительного топлива?
Ответ: Все заправки будут указаны. Топлива должно быть с собой на 300 км БЕЗДОРОЖЬЯ, т. е. нивоводам надо брать 20 литров в канистре. Тем, у кого топливные баки от 60 литров, беспокоиться не стоит.

Вопрос: Какую лучше взять рацию, палатку, лопату, бензопилу, как защитить лакокрасочное покрытие автомобиля от царапин?
Ответ: Ответы на технические вопросы, которые интересуют каждого участника экспедиции, есть на нашем форуме в специальном разделе «Обмен опытом».

Широка страна моя родная!
Вопрос
: Насколько необходима лебёдка, будут действительно места, где без неё никак? Просто я сейчас решаю вопрос приобретения и установки лебёдки, насколько это актуально?
Ответ: Необходимости нет. Но при желании «свинья грязь везде найдёт» 🙂 Все проблемные места легко объезжаются. Никаких внедорожных спецучастков на маршруте не планируется.

Вопрос: какие частоты используются для радиосвязи участников? Все команды на одной частоте или на разных?
Ответ: все команды на одной частоте — так веселее, да и плотность разговоров в радиоэфире относительно низка. Плюс появляется возможность что-то подсказать другим командам. В диапазоне CB используется 20-й канал сетки D (FM), в диапазоне LPD — второй канал (частота 433,100 МГц).

Вопрос: как работатает во время поездки беспроводной интернет, модем какого оператора лучше брать собой?
Ответ: Беспроводной интернет работает на 3G-скоростях почти везде. Выбор оператора связи не принципиален. Возьмите с собой активный 5-метровый активный USB-удлиннитель, чтобы на бивуаке закрепить модем как можно выше.

Ушаковский угольный разрез
Вопрос:
Хорошо, я решил — еду! Что мне делать?
Ответ: Первое — прочтите регламент. Второе — заполните форму заявки. Третье — дождитесь звонка или письма от организатора. Четвертое — после подтверждения намерения организаторов включить вас в состав экспедиции оплатите стартовый взнос. Пятое — зарегистрируйтесь на форуме и заранее подберите себе команду. Шестое — подготовьте автомобиль и снаряжение, при необходимости научитесь пользоваться автонавигатором.

Вопрос: Мне уже страшно. Неужели всё так сложно?
Ответ: На самом деле нет. В экспедициях прежних лет участвовали люди, купившие внедорожник за неделю до путешествия и имевшие из снаряжения только палатку и спальник. И ничего — прошли маршрут успешно, получив удовольствие! Более опытные товарищи не оставили их наедине с трудностями, поддерживали во всём, обучали, вытаскивали из засад. Среди путешественников традиционно сохраняется атмосфера взаимопомощи и сотрудничества.



E-Mail:
Задайте свой вопрос:

Готическая церковь