Автор Тема: АЗЕРБАЙДЖАН в октябре 2019 - БЫЛО КРУТО!!!  (Прочитано 3243 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
Часть 1. ГРАНИЦА



Появившаяся в лихую годину граница разделила один народ на два авторитарных государства и теперь таможенники ходят друг к другу в гости с папкой бумаг и стаканом чая. Поскольку на web-камерах можно смотреть, как хорошо работает российский МАПП, азербайджанские коллеги не допускают создания на нем очереди больше 6 машин. Но, по-порядку…

Между РФ и Азербайджаном 4 погранперехода, но автомобили пропускают через два — основной "Яраг-Казмаляр" и случайно притулившийся рядом с железной дорогой "Тагиркент-Казмаляр".

Летние путешественники настоятельно советовали ехать через небольшой "Тагиркент-Казмаляр", если водителю не страшно было ок. 20 км разбитого асфальта и грейдированной дороги, дескать машин поменьше. Но ведь и служивых поменьше! В несезон время прохождения получается одинаковым.

Все четыре МАПП помимо автоматических шлагбаумов закрыты воротами — вот когда понимаешь смысл слов "граница на замке".



Ленивая логика действий российский служивых на маленьком погранпереходе проста и понятна: чужие тут не ездят. Прошли мимо несколько раз, спросили не везу ли чего запрещенного, по-открывали все двери и бардачки в машине, пришел пограничник и поставил печати. "А вот и интрига!" — хмынкул он, обнаружив в паспорте моего попутчика армянские штампики.

На азербайджанском ПП водитель остается с машиной, а пассажиры переходят отдельно, взяв с собой ручную кладь. "Что, все сумки брать?" — "Ну, возьмите хотя бы одну!"

Водителю прежде всего нужно оформить страховку — "зеленую карту", что в Ханобе ее делают сотрудники в окошке с непонятным статусом, один вводит все данные, другой принимает оплату 25 манат рублями по грабительскому, завышеному в полтора раза курсу. Можно ли оформить "зеленую карту" в России через инет я так и не понял, поскольку все предложения в интернете заканчивались словами о доставке чего-то курьером. На оформленной бумажке появляется штрих-код, который потом сканируется в каждом окошке, как при въезде, так и при выезде — очевидно, в Азербайджане есть какая-то объединенная БД.

В следующем окошке таможенник заполняет за вас декларацию: "Вы ничего такого не везете?" — "Какого?" — "Ну, такого, гаджеты какие-нибудь?" — "Смартофон." — "Нет, а что-то другое?" — "Что?" — "Модные штучки?" — "Какие?"- "Ну, такие… дрона не везете?" — не выдерживает таможенник. "Нет, я знаю, что у Вас они запрещены."

"А что же написать в декларации?" — "Напишите, что два фотоаппарата, 400 и 800 долларов." — "А напишу, что 200 и 700." Вероятно, существует какая-то внутренняя инструкция.

После того, как в Тегеране Путин и Алиев пожали друг другу руки (хотя за несколько месяцев до этого в Астане делали вид, что друг друга даже не замечают), пугавший всех залог в размере ок. 30% стоимости машины, не имеющей соответствия "Евро-4", с российских машин (и, насколько я понял, ТОЛЬКО с российских!!!) не берется, хотя никакого официальной бумаги об этом найти не получилось.

Тут таможенник обращает внимание на наклейку внедорожного фестиваля в Аджарии на моей машине и далее следует минут десять непринуждёного трёпа, разве что чаем не угощают.

Далее нужно подъехать машиной к сарайчику со сканером. "Все выгружать?" — "Зачем все?! Чемодан, сумку и вот этот ящик". Получаем отметку в предыдущем окошке, где сидит уже другой инспектор — и всё!

А вот мой попутчик с армянской отметкой застрял на целый час. Его, конечно, пропустили, но он им и об Армении рассказывал, и Инстаграм и Мордокнигой показывал; Армения ему, кстати, не понравилась — "воровская страна".

На обратном пути мы ночевали в Кубе и чтобы не делать крюк, решили границу переходить в Самуре.

Все просто: в воротах дают квиточек, на котормо потом поставят три штампика; страховку и табульку в одно окошко, оттуда с отметкой в соседнее здание, где находится то ли почта, то ли банком, имеющий доступ к БД с вашей машиной и оплата транспортного налога — 35 манат на Дискавери, — обратно с квитанцией и еще одной отметкой на табульке, сканер — "Что выгружать?" — "Только один чемодан!", осмотр машины и пограничник — "Вы когда въехали?" — "В прошлую субботу, 10 дней еще не прошло!" Декларация, что заполняли на въезде, не потребовалась.

Пассажиры отдельно: "Можно в качестве ручной клади взять дамский рюкзачок?" — "Берите!"

Что интересно, в очереди из трех десятков легковых машин на выезд из ПП "Самур" (а фактически, на въезд в "Яраг-Казмаляр") только машины с азербайджанскими номерами, с российскими — я один. Зато фуры (а они проезжают быстро, поскольку таможенное оформление груза делается на отдельной площадке перед поселком) на номерах двух десятков областей, больше всего, конечно, дагестанских, несколько — из Украины, были замечены латвийские и молдавские. Парадокс…

В "Яраг-Казмаляре" забором закрыта половина ниток оформления, распределение машин ведется в ручном режиме. Штампик в паспорт: "Где больше понравилось?" — и плохо скрываемое чувство удовлетворения у програничника, что понравилось больше в Азербайджане, чем в Грузии. Сканера нет, но перед осмотром машины заставили выгрузить всю (всю!) ручную кладь, включая сумку с фотоаппаратом и рюкзачок. Потом внимательный осмотр, в т.ч. и подкапотного пространства (странно, что не заглянул в левый подкапотный отсек — полмешка картошки там точно могло бы поместиться). Беседа с таможенником о нормах беспошлинного ввоза алкоголя и сигарет. Запись в журнал фамилии, номера машины и числа пассажиров.

Что интересно, на других погранпереходах, которые я проходил и раньше, и в этом году, по разные стороны границы — разная национальная ментальность. Здесь с обоих сторон южная кавказская ленность и пофигизм и только по флагу над МАПП понимаешь, на какой ты еще стороне.

Фото нет, поскольку на погранпереходах снимать запрещено.
« Последнее редактирование: 2019-11-26, 19:28:08 от willy »

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
Re: СТРАНА ТАНЦУЮЩИХ ОГНЕЙ
« Ответ #1 : 2019-03-23, 21:48:31 »
Часть 2. ДОРОГИ



Дороги в Азербайджане великолепны!!!
Настолько великолепны, что не жалко было отдавать 35 манатов транспортного налога за 7 дней езды по этим дорогам.
Основные магистрали - с севера на юг и от Баку до Тбилиси - 4-х полосные с разрешенной скоростю до 110 км/час, отдельные фрагменты - 6-ти полосные. Даже до небольших сел проложен асфальт. На заглавном фото - дорога до Лагича от Шемахинской обсерватории, ниже на фото - асфальт в высокогорном селе Хыналыг.



Полотно содержится в хорошом состоянии, ямочный ремонт крайне редок. В горных селах распространено мощение камнем, а за границами сел можно встретить грунтовки, но подготовленных внедорожников в стране замечено не было. Зимней резины практически ни у кого нет (не удивительно для теплого климата!), а снег иногда выпадает. Поэтому бригада специально обученных людей насыпает на обочине аккуратные кучки мелкой крошки, которой владелец забуксовавшей на подъеме машины можем посыпать обледенелый фрагмент дороги.

По умолчанию ограничения скорости такие же, как и в РФ. Знаки начале и конца населенного пункта встречаются не везде, зато и в населенных пунктах, и на дорогах регулярно установлены знаки, напоминающие об ограничении скорости, при этом верхний предел весьма гибко, и почти всегда обосновано варируется от 40 до 110 км/час, причем "110" вовсе не означает, что вы движетесь по магистрали.

Много радаров, значительно больше предупреждающих знаков; в Азербайджане он в виде информационной таблички с прописной "<i>i</i>" и надписью "RADAR"; сам же радар - отдельное энергонезависимое сооружение с солнечными батареями - издалека не заметить не возможно. Переносные радары не были встречены, зато, как и в Казасхтане, принято измерение скорости из двигающегося в потоке автомобиля. Не превышайте - и будет вам счастье!

Камер видеофиксации нарушений замечено не было даже в центре Баку.

Тонировка разрешена только сзади и только летом, поэтому ее нет ни у кого из местных; к российским машинам это требование не относится, дневной свет не требуется, пристегиваться нужно.

За превышение скорости от 10 до 20 км/час штраф 10 манат, до 40 км/час - 50 манат, до 60 км/час - 150 манат, свыше - 250 манат.
Штраф за непристегнутый ремень - 40 манат, разговор по телефону - 50 манат, проезд на красный свет - 60 манат, выезд на встречную полосу - 100 манат.

Из-за специфики развития города (Баку начал бурно расти после того, как на его окраиных начали добывать нефть) и климата полуострова, в центральной части Баку сосредоточено дорогое жилье, офисы промпредприятий, иностранных компаний и производств - на севере Апшеронского полуострова и на юге от Баку; поэтому основной поток машин утрои идет ИЗ центра города, а вечером - В центр, что непривычно для большинства российских городов. Однако, даже новые 4-х - 8-ми полосные развязки все равно оказываются перегруженными в часы пик. При этом "обочечники" замечены не были.

На улицах водители стараются придерживаться разметки, но на уровне рекомендаций, потому в час пик на дороге образуется по 5 рядов машин; использование "поворотников" вариативное. Вместе с тем поведение водителей вежливое и аккуратное, часто применяется звуковой сигнал для того, чтобы привлечь внимание. Реакция у водителей хорошая - 4 дня перемещаясь днем по Баку и полуострову я не встретил ни одной аварии. На узких улочках старых городов к вами выйдут не разбираться и объяснять, в чем вы неправы, а помочь, показать, предупредить, отогнать выстроившийся хвост из десятка машин; число помошников запросто может достичь дюжины.

Приятно поразило активное участие полиции в дорожных работах и вообще работах вблизи проезжей части: дорожники меняют асфальт - рядом 4 экипажа с мигалками предупреждают водителей и при необходимости начинают регулирование; электрики меняют лампы - две полосы перегорожены двумя экипажами. Т.е., полиция реально организует дорожное движение, а не только следит за нарушениями. В южных провинциях (ЮФО/СКФО) я видел такое только в Грозном.

Поэтому, если вы уверенны за рулем, поездки по Азербайджану не вызовут дискомфорта; если опыта недостаточно, вы будете смущены числом людей, вызвавшихся вам помочь.

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог


А не съездить ли после окончания курортного сезона, в дни школьных каникул в Азербайджан?
Это немного ближе, чем Иран и значительно проще.
« Последнее редактирование: 2019-09-06, 09:34:03 от willy »

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
Что будет на маршруте?

 • Три внедорожных дня, два перевала, одно русло реки - маршрут для кроссоверов с АТ резиной.
 • Высокогорное село Хыналыг. Города ремесленников Лагич и Шеки. Шесть храмов Кавказской Албании.
 • Немецкая колония Еленендорф и Гейгельский заповедник. Нефтяные ванны.
 • Предгорья Талышского хребта, Лерик и Ханбулаг.
 • Рестораны Ленкорани и Нефтечалы. Праздник граната.
 • Петроглифы Гобустана, бульвары и музеи Баку. Горящая земля и храмы огнепоклонников.

Собираемся тут - Осеннее путешествие по Азербайджану

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
Не все знают, что в Шеки два ханских дворца: в одном толпы туристов и совсем нельзя фотографировать, а в другом нет никого и можно снимать. А еще смотрительницы второго дворца угощают вкусным чаем!




Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
При планировании маршрута решена сложнейшая комбинаторная задача: нам удастся обойтись без ночевок в палатках во время нашего путешествия по Азербайджану, а три длинных скучных перегона намечены на вечерние сумерки!

После прокатки выверен трек, исправлен тайминг.
Общий пробег по Азербайджану составит ок. 1990 км, не считая передвижения внутри населенных пунктов при осмотре достопримечательностей.
Базовые ночевки в Шеки, Ленкорани и Баку.

Для облегчения взаимодействия есть группа в вацапе - https://chat.whatsapp.com/invite/CNANxrz12gS137lMF6RPhx

На фото - внутри храма зороастрийцев "Атешгях".

Оффлайн Racer

  • Administrator
  • Постоянный участник
  • *****
  • Сообщений: 986
    • Просмотр профиля
  • Откуда: Воронеж
У меня вопрос, если есть штамп Армении в паспорте, в Азербайджан пустят?
Тел.: +79036500434

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
У меня вопрос, если есть штамп Армении в паспорте, в Азербайджан пустят?
Это пограничник решает к каждом конкретном случае.
Скорее всего, пустят, но (по собственному опыту) нужно будет предусмотреть лишний час на прохождение границы, а также быть готовым рассказать о себе поподробнее (соцсети и все такое)...

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
Мы дома!!! Все экипажи благополучно добрались до домов без поломок и происшествий. Было очень круто!


Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
В поисках "северо-западного прохода" до Шемахи...


Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог


В первый день нашей экспедиции по осеннему Азербайджану мы решили пройти «северо-западным проходом» из Кубы (Quba) в Шемаху (Samaxi) через Халтанский перевал на Главном Кавказском хребте, треком длиной 120 км, из которых проблемными представлялись 20 км непонятно чего между Халтаном и Прибейли. На картах Генштаба вся дорога отмечена как грунтовая (проселочная) – даже не полевая (лесная). Однако, несколько взятых «языков» в Кусарах (Qusar) утверждали, что дороги нет от слова совсем. Это мы и собирались проверить.

Прохождение Халтанским перевалом явилось бы еще одним подтверждением гипотезы о том, что если между двумя населенными пунктами может быть прокатана колея (дорога) и длина такой колеи (дороги) в результате получится менее 20 км, то такая колея (дорога) непременно будет прокатана и будет проходима общепринятыми в данной местности транспортными средствами в условиях типичной для данной местности погоды.

В состав сводная команда вошли (согласно определениям Paramonytsch) «чахлый Козлик» самого Paramonytsch'а с нативно слабым мотором и, как выяснилось в процессе, полуживым сцеплением; «почти Легенда» вашего покорного слуги с почти аварийной пневмоподвеской, которая из-за неисправного датчика отказывалась переходить в любое другое положение, кроме стандартного; «трехтонная Шаланда», замечательная во всех отношениях, кроме своих размеров, которые были неприлично большими, и геометрической проходимости, которая оказалось относительно больших размеров неприлично малой; «прокачанная Пузотерка» pilot-Ushka, представляющая собой Пассат Вариант с имплементированными в кузов B6 платформой B7 и полным приводом. Таким образом, можно считать, что состав команды вполне соответствовал типичным местным ТС.





Кстати, на первом фото на переднем плане хорошо видна насыпанная на обочине аккуратная кучка чего-то мелкого. Вопрос на знание местных реалий: для чего эта кучка?
Для вызывавшего у меня наибольшие опасения Пассата, как и положено в категорированных спортивных походах, был заготовлен запасной асфальтовый трек через Сумгаит длинной 250 км.

По ходу движения выяснилось, что до самого Конагкенда проложена новая асфальтовая дорога, а дальше – оставалась старая грунтовка.



Перевалов, которые нужно было преодолеть, было, собственно два. Первый из них, без имени, находится сразу за Конагкендом и представляет собой грунтовку около 1 км с уклоном 16% - ЛП 4 к.т.



Когда на околице Халтана местный житель глубоко запенсионного возраста на довольно неплохом русском направил нас налево, в сторону аулов Чархачи и Рангдар, потому что там, куда мы ехали, «дальше дороги нет», стало немного ссыкотно. И экспедиция повернула бы обратно, если бы внутренний голос заговорщически не произнес «а вот и определяющий фактор 5 к.т. – “новизна”»!!!
Встреченный вскоре заброшенный мостик подтвердил, что экспедиция на правильном пути.







(продложение следует)

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
На подъеме к дубраве перед основным перевалом УАЗик подтвердил свою «чахлость», заглохнув при полностью разряженном аккумуляторе. Времени на углубленную диагностику не было, зато был запасной заряженный аккумулятор и качественная импульсная зарядка. Выполненная блочная замена позволила экспедиции продолжить движение.



В расположенном на склоне горы дубовом бору дорога имеет значительный уклон и наклон, вся испещрена глубокими промоинами и представляет собой образцовое категорийное препятствие 4 к.т. – «участок с поперечным наклоном 20° протяженностью до 50 м.». И таких участков - половина дубравы!









(продложение следует)


Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
Перед самым Халтанским перевалом наиболее трудный участок является около 800 метров плохоразличимой грунтовой колеи с уклоном 24% - категорийное препятствие с твердой 5 к.т.!!!
На перевалах труднее всего приходилось Патриоту, как самому слабосильному. А самым тяговооруженным оказался Пассат - 200 немецких (!) л.с. на 1,6 тонны веса. Все молодцы!!!











(продложение следует)

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
За перевалом начинается бассейн реки Козлучай, который в верховьях представляет собой изрезанные глубокими овражками высохшие альпийские луга.







Прыганье по оврагам не прошло бесследно для машины: у Инфинити провернулся передний стабилизатор, у Пассата два раза вырывало глушитель, оказавшийся самой нижней точкой машины.



(продложение следует)

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
Начиная с небольшой рощи на склонах горы Кайла (1800 м) и слияния с речушкой Гуяличай экспедиция начала проходить категорированный 3 к.т. брод не вдоль, а поперек, что совершенно не предусмотрено нормативными документами. И так все шесть километров до самого Пирбейли.









Последнее препятствие – крутой подъем с закрытым поворотом на въезде в Пирбейли. Инструментальные методы показали, что уклон подъема около 50%, но категорированным препятствием этот въезд не является из-за небольшой длины – всего около 40 метров…





Едва машины выехали на асфальт у Астраханки, у «Козлика» снова разрядился второй аккумулятор и потребовалось еще пару раз подзаряжать, чтобы спуститься в Шемахи, где и был успешно перебран генератор на 2 тысячу рублей, несмотря на поздний вечер субботы.
К 11 часам вечера все машины автопохода успешно прибыли в Шеки, но это уже тема следующей истории.

Оффлайн willy

  • Постоянный участник
  • ******
  • Сообщений: 1 164
  • путешественник
    • Просмотр профиля
    • Мои альбомы
    • Well Spring
  • Автомобиль: Yeti 4wd mg, LRD3 mg
  • Откуда: Таганрог
Небольшое отступление

Уже три человека через личные сообщения спросили, почему я назвал наш внедорожный трип "северо-западным проходом", если путь, по которому мы двигались из Кубы в Шамахи все время идет на юг?ъ

Дело в том, что я более полугода пытался выяснить существование этой дороги вообще и ее проходимость в частности. Увы, за все это время я нашел лишь одно упоминание вскользь в глубинах Драйва, почти дословно "не надо по енй ездить" - и все! Эта дорога, отмеченная на советских картах дорога, спустя тридцать лет оказалась полной “террой инкогнитой”.

А в англоязычной цивилизации за навязчивой национальной идеей британского общества найти водный путь между Атлантическим и Тихим океанами вдоль северного побережья Америки закрепилось понятие «северо-западный проход»...

Спорадические робкие экспедиции снаряжались с самого начала XVI века, но несоразмерности поставленной задачи неизменно заканчивались неудачей; все же Северный морской путь географически и гидрологически был много проще. Стремительно меняющаяся с конца XVIII века геополитическая обстановка перевела задачу открытия прохода из научной в насущную практическую для возможности быстрой переброски флота Ее Величества в Тихий океан не вокруг Огненной Земли и не мимо мыса Доброй Надежды (напомню, что в эти года САСШ уже провозгласили свою независимости от Британии и активно скупали европейские колонии на континенте, а в Калифорнии во всю хозяйничали русские).

Особо интенсивными поиски северо-западный прохода стали во второй четверти XIX века (аккурат после поражения наполеоновской Франции и стремительного подъема Российской империи – совпало так…).
Апогеем поисков стала гибель экспедиции Джона Франклина 1845-1847 гг., отправившаяся на двух кораблях – «Террор» и «Эребус» - снаряженных по самом передовому уровню для трехлетнего (sic!) автономного плаванья. Потому искать экспедицию начали только в 1848 году и с попеременным успехом искали до самого начала XX века. В этот период были найдены отдельные могилы членов экипажей, некоторые письменные свидетельства и артефакты.
На новом, современном уровне поиски были возобновлены в начале 1980-х годов и де-факто завершились обнаружением кораблей в 2014 и 2016 годах.

Гибель экспедиции и последующие поисковые мероприятия нашли широчайшее отражение в западной культуре – литературе, музыке, живописи, а позже и кинематографии – начиная с романа Жюль Верна и заканчивая прошлогодним телесериалом «Террор».

И о каннибализме. Впервые предположение о каннибализме среди гибнущих моряков флота Ее Величества было высказано в 1854 году и сразу же подвергнуто обструкции британским обществом вообще и Диккенсом в частности. Смириться с этим фактом удалось лишь в 1992 году после большой экспедиции криминалистов и археологов. Следы 140 лет тягостных раздумий вылазят во многих местах литературы и искусства, известный скетч «Спасательная шлюпка» - из их числа (я не смог ни на ютубе, ни в социальных сетях найти этот фрагмент, везде он тщательно выпилен правообладателем; для самостоятельного поиска даю координаты: MPFC, сезон 2, эпизод 13, расшифровка тут - https://willy.livejournal.com/239227.html).